Литклуб

Маргарита Петренко

Ясная Поляна

Сидя у подруги на кухне в июне решили съездить в Ясную Поляну. Потому, что очень любим творчество Льва Николаевича Толстого. И вот наступил долгожданный день поездки. 8 сентября. Встретившись с подругой Еленой 8:35 утра в метро на станции Курская. И пошли на вокзал. Придя на вокзал и встав в кассу выяснилось, что электричка до Тулы пойдет только после 11 утра. И мы с Еленой решили ехать до Серпухова. А там точно должно, что то идти до Тулы. Елена согласна. И вот мы уже едем в электричке до Серпухова. Приехали в Серпухов. Серпухов древний город основанный 1328 году. Свое название он получил от небольшой речушки Серпейки, которая впадает в речку Нара. Я начала искать автобус который идет до Тулы. Найдя его я пошла вместе с Еленой в кассу автовокзала. Там должен был на него продаваться билет.
    Там сказали, что билеты продаются внутри автобуса. Вернувшись назад на остановку мы стали ждать автобус. Он приехал по расписанию. Это оказался не автобус, а обыкновенная маршрутка. Место в которой нам не хватило. Остановка этой маршрутки была прямо перед входом в вокзал. Я сказала Елене, что пойду посмотрю когда поезд до Тулы. А она должна стеречь нашу очередь. Войдя в вокзал я обнаружила там 2 киоска союз печати. Небольшое кафе. Зал ожидания. Но вот касс и расписания мне там найти не удалось. Почему их нет на вокзале не знаю, но это странно. И я все таки решила их найти где-то они должны быть. Выйдя я пошла к лестнице, которая ведет на платформу в сторону Тулы. И вот радость под этой лестницей я обнаружила и кассы и расписания. Выяснилось, что ближайшая электричка до Тулы пойдет только после двух часов. Это нас не устраивало. Если маршрутка придет во время то мы в Туле раньше будем, чем электричка придет в Серпухов. Списав расписание поездов на Москву после 7 часов вечера. Я пошла назад к Елене. Елена сказала, что хочет есть и пойдет купить нам, что-нибудь пожевать.
    Вернулась Елена и тут же подошла маршрутка. Мы сели и Елена дала мне пачку чипсов. Увы вовремя маршрутка не поехала. Водитель ждал пока не наберется полная. Ему не выгодно возить не полную маршрутка, так как он не зарабатывает себе денег на жизнь. Пока мы ждали эту маршрутку. Я обратила внимание на автобусы, которые приезжали к автовокзалу. Это были местные автобусы которые ходят по Серпухову. На всех них была бумажка с одним и тем же содержанием. Проезд 15 рублей, пенсионерам 8 рублей. И ниже крупными буквами льгот нет. Как же здесь тяжело жить пенсионерам.
    А мы с Еленой совсем недалеко уехали от Москвы, маршрутка заполнилась и мы наконец поехали. Ура через час мы будем в Туле. Оставив позади Серпухов. Я увидела указатель Тула 83. И решила наверное до неё столько километров. Проехали населенный пункт о чем свидетельствовал указатель с надписью (Волоть). И вот мы въехали в Тулу. Тула красивый старинный город. Основанный 1146 году. И принадлежит он золотоордынскому Ханству. И только 16 веке Тула переходит к Московскому государству. Я еду по Туле смотрю по сторонам. И тут же мое внимание привлёк дом обычная пятиэтажка, кто-то скажет, что в нем не обычного. Ведь пятиэтажки все одинаковы, но только не эта. Первый этаж пятиэтажки построен из коричневого кирпича, а остальные 4 этажа из красного кирпича. И похоже, что в Туле таких пятиэтажек много. Я заметила, что Елену это не интересует. Вот идет Тульский троллейбус. Номер увидеть не удалось, обидно. Въехали на новую улицу. И мне сразу в глаза бросились избы с резными наличниками. Я такие видела в Тарусе.
    Как я ни пыталась увидеть название улицы, но мне это не удалось. Закончилась эта улица 2 этажными домами. Следующая улица началась с магазина. "Русское поле" хлеб. Не знаю, но мне думается, что там наверное вкусный хлеб. Ехавшая с нами в маршрутке девушка сказала остановите возле пединститута. И вышла там. Почему эта остановка так называется я не поняла. Возле остановки находиться оружейный завод. Возле него стоит памятник “Девушка с автоматом”. Мы приехали наша остановка. Спросили на чем мы сможем доехать до Ясной Поляны. Нам сказали идти по Советской улице, до Проспекта Ленина. Это недалеко. Пока мы шли я смотрела город. Пытаясь проникнуться здешним колоритом жизни. На Советской улице в этот день клали новый асфальт. И поэтому кроме трамвая по ней ни чего не ходило. Жаль, что я не знаю, где трамвайная остановка, а то бы доехали до Проспекта Ленина на трамвае. А вот и он Трамвай. Маршрут № 14 идет из поселка "Менделеевский" до к/ф "Ясная Поляна". К/ф это кондитерская фабрика. Мы идем по Советской улице. Вот девушка раздает шарики. Это рекламная акция компании ДВК. Они продают в Туле компьютеры. И сегодня у них акция, купите компьютер определенной марки и получите в подарок принтер, копир, сканер 3 в одном. Правда это или нет нам выяснять это не когда. По левую сторону от нас Тульской кремль. Красивое старинное здание. Жалко, что мало кадров осталось у меня на пленке. И я берегу их для Ясной Поляны.
    А взяла ли Елена фотоаппарат с собой мне неизвестно. Постояв не много и посмотрев на Кремль идем дальше. Вот перед нами интересный маленький магазинчик. Интересен он своим названием "Добро пожаловать чп Котова". Решаю в него зайти, очень обидно в нем обеденный перерыв. И я записываю это интересное название. Елену это не интересует. И мне от этого немного грустно. Дошли до Проспекта Ленина. И вскоре подошла нужная нам маршутка. Ехав в ней я продолжала смотреть по сторонам и записывать интересные названия. Елене это было неинтересно. Проехали магазин "Левша". Вот указатель (Новомосковск) и стрелка куда свернуть. Справа увидела крытую палатку с надписью "Песочница". Что это мне неизвестно. Но мне бы хотелось, чтобы это был магазин детских игрушек. Вот остановка 14 трамвая "Площадь Победы". Рядом с остановкой магазин "Одежда а7". Почему он так называется не знаю.
    Увидела из окошка книжный магазин. Обрадовалась, что просто словом книга он не называется. А называется он “Умные книги”. Едим дальше вот магазин с историческим названием “Телевизоры”. Интересно там их продают или это только название. А телевизорами там давно не торгуют. Так проехали указатель “Косая гора” 2 километра. Ура до Ясной Поляны осталось ехать совсем не много. Выйхали из Тулы мне так показалось. Потому, что я увидела конечную остановку 14 трамвая. к/ф Ясная Поляна. Вокруг были только деревянные дома. Но после этой остановки мы ещё едим по Туле. Через 5 минут выйхали из Тулы. О чем свидетельствовал указатель.
    Надпись Тула перечеркнутая красной чертой. Новый указатель река "Воронка". За ней пансионат какой не известно. Впереди Большими буквами написано Косая гора. Теперь до Ясной Поляны осталось совсем чу чуть. Вспоминаю глазами карту, которая лежит дома на столе. Вчера перед поездкой я запоминала её глазами наизусть. Смотрю в окно вижу яснополянское лесничество. Вспоминаю, что на карте его не было указано. На конец наш указатель до Ясной Поляны 2 километра. И стрелка куда свернуть. Говорим водителю, чтобы он остановил маршрутку. Выходим. А маршрутка поехала дальше в город Щекино. Те кто смотрел первый сезон минуты славы. Наверняка помнят победителя Артема Такаева который играл на аккордеоне. Так вот он родом из того Самого Щекино. А мы с Еленой идем по дороге. В ту сторону куда указывала стрелка на указателе. Вдоль дороги растут яблони. И Елена поднимает с травы яблоко предлагает его мне. Нет спасибо говорю я, вот как дойдем до усадьбы тогда и поедим и попьем.
    Подруга ест яблоки. Я говорю пошли быстрее. Вот там на горе дома виднеются. Наверное там и есть Ясная Поляна. Вот так когда-то пешком ходил от станции Козлова-Засека сам Лев Николаевич Толстой. Он любил гулять по своей усадьбе. "Малая родина" так он её называл. Мимо нас проезжают свадебные картежи. Елена совсем выбилась из сил и не может быстро идти. А я все говорю пошли быстрее до усадьбы рукой подать идем с Еленой и мне с трудом верится, что я иду по той же дороге по которой когда-то ходил Лев Николаевич Толстой. Иногда он сам ходил по этой дороге на станцию Козлова-Засека за почтой. И когда уезжал из Ясной Поляны в другие места. Теперь станция называется Ясная Поляна. И вот мы подошли совсем близко к усадьбе. Вся эта не большая асфальтированная площадка уставлена машинами. И возле них стоят молодожены. Которые сегодня поженились. И отмечают здесь радостное для них событие.
    Приехали они сюда наверное из Тулы, Щекино и близ лежащих деревень. Их здесь наверное молодоженов больше чем 50 пар. Кто-то из них стоит возле машины. Другие гуляют по усадьбе. И вот мы стоим возле белых башенок. Которые уже давно стали символом Ясной Поляны. Поставил их здесь дед писателя по материнской линии князь Николай Сергеевич Волконский. Башенки были установлены для придания въезда в усадьбу парадного вида.
   Когда-то в старые времена на башенки на вешивались железные ворота. И возле них дежурили сторожа охранявшие въезд в усадьбу. Сейчас железных ворот нет. На против них стоит одноэтажный деревянный дом. В котором находится кафе. На котором весит вывеска "Прешпект".
    Справа от него стоит киоск. В котором можно купить, книгу открытки или сувенир на память о том, что были здесь. Входим в усадьбу. Возле правой башенки стоит одноэтажный кирпичный белый дом. Сейчас в нем располагается кассы камера хранения. Называется этот домик "Каменка". Во времена Толстого в нем жил садовник. А в 1890 году Лев Николаевич организовывает здесь одну из своих школ для крестьянских детей. Пройдя через башенки мы увидели дорогу которая ведет к главному дому в усадьбе. Она называется "Прешпект". Толстой не раз упоминает её в своих произведениях. Аллея состоит из березовых деревьев. И мы идем по ней к дому Льва Николаевича. С левой стороны от дороги большой пруд. На котором зимой каталась на коньках семья Толстых. Летом в нем любим часто купался молодой Лев Николаевич. В него время пруд назывался крестьянский. Потому, что на пруд летом вместе с детьми писателя любили купаться дети крестьян. С правой стороны от дороги расположился "Англицкий" парк Ясной Поляны.
    Свое название он получил потому, что был посажен во время деда писателя по образцу английского парков. Английский стиль образования парков состоял в максимальном приближении к природе. В нем располагается березовый мостик и малый пруд. Это было любимое место прогулок матери Льва Николаевича, Марии Николаевны. За нижнем прудом в парке есть беседка-вышка. Она была поставлена здесь при жизни Марии Николаевны. Не далеко отсюда пролегал Киевский тракт. И Мария Николаевна часто сидела в беседке, ожидая мужа из деловых поездок. И поэтому Толстой не раз востанавливал беседку приходившую ветхость и сам часто любил бывать здесь. Мы подошли к дому где жил Лев Николаевич. Родился здесь он в Ясной Поляне 9 сентября и 28 августа по старому стилю 1828 года. Дом в котором родился Толстой стоял между флигелями в одном из них сейчас литературный музей. В другом где жил Лев Николаевич его музей. Сейчас на том месте где стоял дом растут деревья. Дом тот начал строить Николай Сергеевич Волконский, достраивал его уже отец писателя Николай Ильич. Но 1854 году Лев Николаевич нуждаясь в деньгах продает его. И дом вывозят с усадьбы в село Долгое. Толстой хочет издавать журнал для солдат. Но правительство не разрешает ему это сделать. Этот дом он описывает в трилогии “Детство, Отрочество и Юность”. Потом будучи зрелым человеком Лев Николаевич ездил в село Долгое и видел, дом в котором прошло его детство. Но купить назад не захотел почему мне это выяснить не удалось. Всю свою оставшиюся жизнь Толстой прожил во флигеле. Здесь он написал свои самые гениальные произведения среди них "Война и Мир" и "Анна Каренина". И многие другие. Перед домом писателя в его время стоял большой Вяз.
    Возле которого была врыта скамейка. Обычно на ней по утрам ожидали выхода писателя из дома крестьяне, нищие. Которые просили совета, помощи. Кто-то из приезжающих гостей Толстого дол Вязу название "Дерево бедных". Вяз прожил почти двести лет и в 1971 году он засох. И на его месте растет молодое дерево той же породы. За ним в лесочке стоит турникет на котором занимался гимнастикой писатель. Входим в дом где жил Лев Николаевич. Нас встречает экскурсовод. Которая рассказывает нам про жизнь писателя в Ясной Поляне. На первом этаже находится комната для приезжающих с 1871 по 1889 годы в ней был кабинет писателя. И в этой комнате в 1887 году Илья Ефимович Репин пишет первый портрет Толстого. В 1898 году здесь работает художник Леонид Осипович Пастернак над иллюстрациями к роману "Воскресенье". После переезда кабинета писателя в другую комнату. Здесь была нижняя библиотека и также комната для гостей.
    Здесь на скромной железной кровати ночевали многие из знаменитых гостей Ясной Поляны. Иван Сергеевич Тургенев, Афанасий Афанасьевич Фет, Антон Павлович Чехов, Николай Николаевич Ге. Также на первом этаже есть старинные часы купленные ещё дедом Льва Николаевича, Николаем Сергеевичем Волконским. На втором этаже находились библиотечная комната, кабинет и спальня Толстого. Каждый день утром писатель выходил гулять в парк за домом, верхняя часть которого носит название Клины. Здесь Лев Николаевич наедине обдумывал предстаящию работу то, что собирался написать в тот день. В 50 лет Толстой становится вегетарианцем толчком к тому стал случай, он явился невольным свидетелем того, как зарезали свинью. Это зрелище так сильно потрясло писателя, что он решил поехать на одну из тульских боен, чтобы ещё острее пережить свои чувства. На его глазах был зарезан молодой бык. И после этого Толстой ни когда больше не ел мяса. И даже стал пропагандировать идею вегетарианства.
    Также способствовал развитию журнала "Вегетарианство" в России. Мы выходим из дома писателя. И видим крытую террасу которая была пристроена к дому с юго-западной стороны 1892 году. И идем к флигелю Кузьминских. Это белое двух этажное здание. В котором в течение многих лет жила летом младшая сестра Софьи Андреевны. Кузьминская Татьяна Андреевна со своей семьей. Осенью 1859 года в этом флигеле Толстой открывает первую школу для крестьянских детей. Здесь же располагается редакция издававшая Львом Николаевичем педагогического журнала "Ясная Поляна". Также здесь проводились совещания учителей из окрестных школ открытых Толстым в близи Ясной Поляны. В 1897 году Лев Николаевич создает издательство "Посредник" в котором выпускает книги для народного чтения, Он хочет всех крестьянских детей из Ясной Поляны обучать грамоте. И его жена Софья Андреевна все цело поддерживает мужа. И иногда тоже учит детей грамоте. Также это делала старшая дочь Татьяна. И они все вместе радовались когда кто ни будь из детей начинал сам читать. Так, что его нельзя было остановить. Школы для крестьянских детей существовали всю жизнь Льва Николаевича. Сейчас здесь литературный музей. И мы идем к дому который носит название Волконского. Дом этот был построен в конце 18 века Николаем Сергеевичем Волконским. И во времена Толстого в доме располагались прачечная, людская кухня, а в левом крыле жили дворовые. Дом этот имеет всего один этаж. Сейчас здесь находится дирекция заповедника, научная библиотека. Мы и идем смотреть старый яблоневый сад где ещё сохранились яблони посаженные Львом Николаевичем. Здесь на земле лежат яблоки. На деревьях ещё много яблок.
    В усадьбе сохранились все хозяйственные постройки которые были при писателе. В последние годы жизни Толстого все чаще посещают мысли отдать всю землю крестьянам. И самому стать крестьянам. Также отказаться от собственности которую он имел. Но его жена и дети не одобряли того, что хотел сделать Лев Николаевич. И поэтому он был бессилен изменить свою жизнь. Когда Толстому совсем становится не в моготу жить в роскоши он решает уехать. И делает это в тайне от Софьи Андреевны. Вот, что пишет Лев Николаевич в своем последнем прощальном письме к жене. "Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста – уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни". И 28 октября ночью Толстой на всегда уезжает из Ясной Поляны. Сюда он вернется 9 ноября, чтобы навсегда остаться здесь. В детстве Лев Николаевич услышал от своего старшего брата Николеньки легенду о волшебной зеленой палочке. Которая была зарыта у дороги на краю оврага "Старого Заказа".
    Здесь он хотел быть похоронен, там где зарыта зеленная палочка. И теперь здесь его могила. Возле которой мы и стоим с Еленой. В тишине молча. Постояв возле могилы не которое время. Мы идем на речку Воронку. Дорога которая идет туда называется "Прудище". И вот мы пришли на Калинов луг. На котором Лев Николаевич любил косить с крестьянами траву. На речку Толстой часто ездил верхом, но иногда любил прогуляться пешком. Искупавшись в реке он ни когда не обтирался полотенцем. А обсушивался на солнце, чтобы как он говорил, не испортить приятного ощущения тела, которая давала ему прелестная вода. Берег реки по которому мы идем окаймлен за росшим кустарником, в котором узкой лентой течет извивается река "Воронка". Пройдя по берегу мы вышли к колодцу.
    Из которого Лев Николаевич иногда сам привозил ключевую воду домой. Вот как он это описывает письме к Софьи Андреевны. "Нынче вышла вода, и я пошел рано утром в конюшню (кучер был на свадьбе), запряг Крысу в бочку и поехал за водой. Чудесное утро. С одной стороны лошади рассыпаются по лугу, а с другой стороны – стадо идет мимо посадки, с третьей – бабы с песнями идут на работу. Вода чистая лошадь милая, добрая, робота приятная – ну, редко я испытывал такое удовольствие". Жаль водички из колодца нам попить не удалось. Мы идем дальше. За колодцем раскинулся Еловый лес. Елочки так называл его Толстой. Писатель очень любил здесь гулять. Здесь всегда тихо и спокойно. И поэтому в 1907 году жена Льва Николаевича, Софья Андреевна распредилась поставить здесь скамеечку из березовых жердей. И в хорошую погоду Елочки становились лесным кабинетом писателя. Увидев скамеечку идем в "Чепыж" этот лес очень любил Толстой. Вековые дубы этого леса он описывает в романе "Анна Каренина". Здесь в 70 годах на краю леса Лев Николаевич построил избушку на столбах.
    В которую он удалялся от шума большого дома. Здесь им были написаны многие страницы романа "Анна Каренина". Выйдя на опушку Чепыжа мы увидели три дороги которые ведут в разные стороны. Мы идем назад к дому писателя. С правой стороны от дороги стоит ни чем ни примечательный зеленый камень. Подойдя ближе увидели, что этот камень стоит на месте где когда-то стоял дом в котором родился Толстой. Снова подошли к дому писателя со стороны Клинов. И теперь по аллее "Прешпект" мы идем назад из усадьбы. Выйдя из Ясной Поляны, идем на маршрутку до Тулы по той же самой дороге, что шли сюда. Маршрутка от усадьбы идет только в Щекино. А это ещё дальше от Тулы. Дойдя до шоссе ловим маршрутку. Садимся и едим назад.
    Маршрутка привозит нас на площадь на которой находиться Автовокзал. Эта площадь называется "Площадь Победы". На ней находится памятник посвященный защитникам отечества в великой отечественной войне. На постаменте стоят два солдата с автоматом. У одного рука поднята в вверх. Внизу на постаменте написано кому этот памятник посвящен. С право от него горит вечный огонь. Возле которого стоят 3 высокие стелы. По кроям этого памятника стоят гранитные камни. На которых высечены названия городов героев. Осмотрев памятник и постояв молча у вечного огня идем, к автовокзалу. Возле него стоит один автобус. Нам повезло он идет в Москву. Купив внутри него у водителя билет. Успеваем зайти в магазинчик и купить Тульский пряник. Как же можно побывать в Туле и не купить знаменитый тульский пряник. Садимся. Нам достались задние места. Автобус поехал. И снова смотрю на Тульские улицы. И продолжаю записывать интересные названия. Вот въехали на улицу Болдина. На ней я увидела библиотеку с именем Льва Николаевича Толстого.
    За библиотекой магазин уют все для дома. Наш автобус обогнал местный троллейбус, Пытаюсь разглядеть его маршрут, не удалось. Увидела только № 1. Проехали продукты "Артур". Вот напротивоположной стороне аптека "Улыбнитесь". Увидела ещё один троллейбус № 4. Свернули с улицы Болдина на улицу Дмитрия Ульянова. Едим ещё по Туле. Впереди Красноармейский проспект. Въехали на него. Проехали мимо Москосвского вокзала. Отсюда уходят поезда в Москву. В Туле есть и второй вокзал называется Ряжский. Куда у едешь с него не знаю я там не была. Вот едим мимо завода цепей. Проехав ещё не много мы выйхали из Тулы. И едим по трассе Тула – Москва. Проехали село Барсуки. Вот я увидела необычный герб который находится на посту ГАИ. Герб этот имеет форму квадрата и треугольника. Фон у него коричневый. И на нем скрещены две шпаги.
    По середине его разделяет меч. Чей это герб мне выяснеть так не удалось. Как я не пыталась. За то я знаю, что он и не Тулы и не Серпухова. Проехали название Заокский. Что это не знаю. Едим дальше до Москвы ещё ехать полтора часа. Больше на трассе наверное нет ни чего интересного. И я решаю не много вздремнуть. На конец приехали в Москву. И вот мое путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что после него вам захотелось побывать в Туле и Ясной Поляне. И вам ещё больше полюбилось творчество Льва Николаевича Толстого.

* Публикуется с соблюдением стилевых особенностей и авторской пунктуации.