Литклуб
МАРГАРИТА ПЕТРЕНКО

КРЫМ И МАРИНА ЦВЕТАЕВА


    В первый раз в Феодосию Марина Ивановна Цветаева приезжает с семьей 1905 году. И навсегда влюбляется в этот древний город. Из всего крымского побережья Марина возвращается сюда снова и снова в Феодосию. К Генуэзским стенам. Которые так сильно любила.

Моим стихам, написанным так рано.
Что и не знала я ,что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти, -
-Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Коктебель ,
3 мая 1913

1910 В Москве выходит первая книга стихов ”Вечерний Альбом.” И первым откликнулся на неё Максимилиан Волошин. Дав одобрительную рецензию. Так возникает их дружба. Максимилиан приглашает Марину к себе в ”Коктебель”. И она с радостью принимает его приглашение. В мае 1911 Марина приезжает в ”Коктебель’’. Не зная ещё, что встретит здесь свою судьбу. Прогуливаясь по Коктебельскому пляжу Марина сказала Максимилиану Волошину я выйду замуж за того кто мне подарит мой любимый камень. На следующий день Марина снова выходит собирать камешки на пляж. Не далеко от неё молодой юноша тоже ищет камешки. И найдя сердолик дарит его Марине. Так она знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. И влюбляется в него на всю жизнь. 27 января 1912 года Марина и Сергей Эфрон обвенчались в Москве.
С.Э.
Я с вызовом нашу его кольцо.
– Да, в Вечности – жена, не на бумаге. –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.

В его лице я рыцерству верна,
– Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – идут на плаху.
3 июня 1914
Коктебель

В том же году выходит вторая книга Марины ”Волшебный фонарь”. В апреле 1913 Марина с дочерью Ариадной и мужем живет в ”Коктебеле”. Где она счастлива и пишет свои лучшие стихи.
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет –
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться , когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенский земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Коктебель,
3 мая 1913

В августе уезжает в Москву проститься с отцом. И снова назад в Феодосию. Едет вместе сестрой Анастасией и её семьей. Продолжая писать книгу ”Юношеские стихи”. Которая издана так и не будет. В ноябре и декабре сестры вместе читают стихи Марины на литературных вечерах. Новый 1914 встретили у Макса в ”Коктебеле”. И снова уехали в Феодосию.

Стань тем, что никому не мило.
– О, стать как лед! –
Не зная ни кого, что было,
Ни что придет,

Забыть, как сердце раскололось –
И вновь срослось,
Забыть свои слова, и голос,
И блеск волос.

Браслет из бирюзы старинной –
На стебельке:
На этой узкой, этой длинной
Моей руке…

Как, зарисовывая тучку
Издалека,
За перламутровую ручку
Бралась рука,

Как перепрыгивали ноги
Через плетень,
Забыть, как рядом по дороге
Бежала тень.

Забыть, как пламенно в лазури,
Как дни тихи…
– Все шалости свои, все бури
И все стихи!

Мое свершившееся чудо
Разгонит смех.
Я, вечно-розовая, буду
Бледнее всех.

И не раскроются – так надо –
– О, пожалей! –
Ни для заката, ни для взгляда,
Ни для полей –

Мои опущенные веки.
– Ни для цветка! –
Моя земля, прости навеки,
На все века!

И так же будет таять луны
И таять снег,
Когда промчится этот юный,
Прелестный век.
Сочельник, 1913
Феодосия

Осенью Марина находит ”волшебный дом” в Борисоглебском переулке. И переезжает туда жить. В 1915 году летом Марина снова едет в ”Коктебель” и ”Феодосию”. Где встречается с Осипом Мандельштамом. В конце лета Марина снова возвращается в Москву. И в Феодосию она приезжает накануне октябрьской революции 1917 года. Живет сентябрь и октябрь. В ноябре приехав в Москву чудом застает мужа дома.

Ночь – Норд – ост. – Рев солдат – Рев волн.
Разгромили винный склад. – Вдоль стен
По канавам – драгоценный поток,
И кровавая в нем пляшет луна.

Ошалелые столбы тополей.
Ошалалое – в ночи – пенье птиц.
Царский памятник вчерашний; – пуст.
И над памятником царским – ночь.

Гавань пьет, казармы пьют. Мир – наш!
Наше в княжеских подвалах вино!
Целый город, топоча как бык,
К мутной луже припадая – пьет.

В винном облаке – луна. – Кто здесь?
Будь товарищем, красотка: пей!
А по городу – веселый слух:
Где-то две потонули в вине.
Феодосия, последние дни октября 1917

NB! (Птицы были – пьяные).
Плохо сильным и богатым.
Тяжко барскому плечу.
А вот я перед солдатом
Светлых глаз не опущу.

Город буйствует и стонет,
В винном облаке – луна.
А меня никто не тронет:
Я надменна и бедна.
Феодосия, конец Октября 1917

Благодарные жители города Феодосии не забыли, что в нем жила Марина и Анастасия Цветаевы. И общими усилиями открыли музей сестёр Цветаевых. Там где жила Анастасия Цветаева. Сейчас На домах где жили сестры установлены мемориальные таблички. В музее воссоздана гостиная в которой Марина писала свои стихи. Также в музее есть фотографии рассказывающие о жизни Марины и Аси в ”Коктебеле и Феодосии”. Открытие музея стала возможно благодаря усилием Ирины Михайловны Двойниной. Которая очень любила творчество Марины Цветаевой. И в 202 году Ирина Михайловна зажгла в Феодосии первый Цветаевский костер возле генуэзских стен. У которых так любила гулять Марина. Я тоже гуляла у генуэзских стен. И была на том месте где горел первый Цветаевский костер. Жаль теперь его зажигают в другом месте. Во дворе музея Грина. В этом году снова зажгут Цветаевские костры по всему миру. И даже там где Марина Цветаева не когда не была. Но везде знают и помнят её стихи. И в Феодосии снова зажгеться Цветаевский костер может быть у генуэзских стен. Которые так любила Марина, к которым возвращалась снова и снова.

Над Феодосией угас
На веки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.

Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.

Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи,
И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.

И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.

Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней.
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.
14 февраля 1914
Феодосия

Hosted by uCoz