Литклуб

Елена Гурьянова

Попытка   репортажа

Идея съездить в Карелию возникла у нас давно, но осуществить её удалось только этим летом. Мы буквально считали дни до долгожданной поездки. И вот - фирменный поезд мчит нас до Петрозаводска.
Особенно понравилось то, что в начале и в конце вагона висело табло, которое показывало время и какая в данный момент погода, а потом это высвечивалось другой информацией : «туалет занят» или «туалет свободен». Если «туалет занят», то зажигался красный огонёк. Ехали мы очень весело – общались, играли в карты и домино. Ну вот, все отлично. Приехали в Петрозаводск - погода солнечная, но не жаркая. Настроение замечательное. Сначала мы позавтракали в привокзальном кафе – как-то по-русски душевно : картофельное пюре с сосисками, сладкие блинчики, булочка с вареньем и чай.Я уже слышала о том, что карельская картошка очень вкусная, но не думала, что до такой степени – в самом деле, вкус был превосходным, такого картофельного пюре я не ела ещё никогда.
Разместившись в номерах общежития педагогического колледжа, мы отправились на экскурсию по Петрозаводску. Город Петрозаводск был основан Петром в 1703 году на месяц позже Петербурга. После неудачной битвы со шведами при Нарве нам требовались оружейные заводы, не столь удаленные, как уральские. Закладывать город приезжал Меньшиков, но памятник в честь основания установили все равно Петру. Этот памятник Шродера считается наиболее соответствующим лику Петра по посмертной маске Растрелли. На набережной много подарков Петрозаводску от иностранных городов: «Дерево желания» - сосновый ствол, покрытый стеклопластиком черного цвета и с огромным ухом, куда и надо шептать желания, «Мыслящий тростник», «Русский и американец, забрасывающие общую сеть», «Под одним небом», «Волны», «Карельская мадонна» и «Место встречи» (среди хоровода из шести девушек).
Потом на Ракете «Комета-6» мы «поплыли» на остров Кижи. Очень понравились живописные места, которые мы проплывали по пути к Кижам. Что такое остров Кижи я совершенно не представляла, хотя хорошо помню песню, которую мы когда-то учили в школе:

Тишина над Кижами встречает восход.
Хвойный воздух зарёй наполнен.
И по волнам онежским легенда плывёт
Из далёких былинных времён.

Расскажи нам диво-дивное,
Зачарованный остров Кижи,
Чья ты песня лебединая,
Чья загадка, чья тайна, скажи.

Остров Кижи – это место, где фантазии природа и творчество человека, казалось бы, сплелись воедино. Все экскурсоводы на острове Кижи одеты в несколько необычную униформу – голубые «балахоны». Наш экскурсовод рассказывала историю этого острова, который сначала был местом проведения языческих празднеств поклонения силам природы.
Но затем на эти земли пришло христианство, которое с трудом, но отвоёвывало позиции у язычества, приняв в итоге форму т.н. двуеверия: люди одновременно отмечали христианские праздники, чествовали языческих духов. Но в итоге в 1714 году на месте языческого святилища поставили две деревяные церкви: очень нарядную 22 купольную летнюю, посвящённую (если я конечно не путаю ничего) летнему Празднику Преображения Господня, и небольшую уютную зимнюю церковь в честь праздника Покровов Богородицы. Когда мы зашли внутрь зимней церкви, у меня создалось ощущение, что церковь недействующая, а только работает музеем. Потом показали избу, в которой топили по-чёрному. Оказалось, что дым был ещё и хорошим дезинфицирующим средством: в таких домах не заводились всякие вредные насекомые, да и микробы не особо приживались. Пройдя немного дальше, мы услышали, как разминается перед праздником звонарь на ещё одной колоколенке. Ну и напоследок мы увидели старейшую деревянную церковь в России, созданную ещё во второй половине 14 века. Её, миниатюрную и уютную, сотрудники музея называют "сокровищем", а ранее ей даже приписывали чудодейственные исцеления.
В конце экскурсии искренне и как могли тепло поблагодарили Наташу за интересную и профессиональную лекцию и попрощались с ней. В ожидании посадки на ракету у причала перекусили (пирожки с картошкой) и попили «бумажного» чаю.
Вернувшись в Петрозаводск мы спешили на встречу с нашей знакомой из Петрозаводска, которая ждала нас у гостиницы «Северная» - это самый центр города. Мы успели перекусить в кафе – каждый заказывал то, что хочет. Вместе с Диной мы снова отправились гулять по городу и по набережной.
А потом некоторым "экстремалам", и я в их числе (такая мысль пришла в
наши дурные головы, не совсем трезвые после распробованной в кафе
морошковой наливки...)всё-таки окунулись в Онежском озере, хотя экскурсовод
нас уговаривал не делать этого, т.к. в это время года вечером никто не купается. В конце концов мы поехали (на нашем экскурсионном автобусе) в
пригород - в район Белых песков. Берег действительно песчанный, пологий
спуск в воду, и даже поздно вечером отлично видно дно - такая прозрачная
вода. Но вода... Холодная!!! Уже по колено начало сводить ноги - поэтому я
очень быстро окунулась и бегом на сушу! Так что возвращались мы с чувством
выполненного долга и с полученной дозой адреналина.
Отсутствие горячей воды в нашем общежитии «времен Гулага» (её отключили там до дня города) всё-такие было для многих неожиданностью. Но что поделаешь… А потом – сидели на кухне, которая есть в общежитии, ели-пили и проговорили допоздна. Белая ночь была настолько БЕЛОЙ, что я, поверьте, просто не могла спать. Было красиво и как-то таинственно…
Утром мы напоследок позавтракали в кафе, а потом нас повезли в частную галерею "Дом куклы". Она открылась недавно в 2001 году, и в ней собраны куклы, рисунки, поделки большей частью ребятишек и отчасти - взрослых из местной художественной школы. Тут же находились различные домовые, колдуны, шаманы и прочие милые персонажи русского и карело-финского эпоса и языческих верований. Обо всех этих чудесах нам с вдохновением рассказывала сотрудница дома кукол.
После «Дома кукол» поехали на экскурсию в Марциальные воды. На полпути сделали остановку и поднялись на небольшую эпическую гору Сампо, где растет сосенка, все веточки которой по языческому обычаю обвязаны кучей ленточек.
Марциальные воды – это источники железистой воды с очень слабым сероводородным запахом, названные так в честь бога войны. После предварительного изучения действия этих вод на солдатах специально созданной комиссией Петр I издал указ об учреждении водолечебницы, где и сам лечился. Около источников была поставлена церковь св. апостола Петра. Внешне она несколько необычна и с остроконечным шпилем вместо маковки. Местные жители ее не любили и называли чужеверкой. На заказанной Екатериной I иконе в церкви Спас изображен с ликом Петра, а апостол Петр – на фоне скалы с проемом и моря с кораблем, символизирующих окно в Европу. У ног св. Петра - символический ключ от Европы, деревянные фигурки херувимов – с ликами Меншикова. Словом, традиционные символы столь ревностно толковались на новый лад, что православный народ туда и заходить-то, наверное, боялся. Церковь эта строилась под впечатлением побед над шведами… За аналоем стояли потемневшие метровые деревянные подсвечники, собственноручно выточенные Петром. На вкус Марциальные воды мне не понравились – такое ощущение, что проглотила железную монету.
От Марциальных вод мы поехали к водопаду Кивач. Водопад окружен одноименным заповедником. Недалеко от въезда на его территорию расположен дендрарий с биологическим музеем. Это второй по величине (после Рейнского) равнинный водопад в Европы, ему была посвящена знаменитая поэма Г.Р.Державина «Водопад».
И вот теперь мы возвращаемся обратно в Петрозаводск, отовариваемся карельским бальзамом. На вокзале нас ждут Дина и ещё одна знакомая - Екатерина, приехавшая из Финляндии. Катю я представляла какой-то немного надменной, но к моему великому удивлению, в реале она оказалась весёлой и общительной.
На обратном пути в поезде я немного «похулиганила» (не нарочно, конечно). Так грохнула на весь вагон крышкой нижней полки, что один дяденька от испуга подскочил и заработал шишку на голове. Так что весело было.
Возвращаться в Москву совсем не хотелось. Это значит, что поездка была удачной. Мы навеки с тобой, Карелия!