Литклуб
Валентин Герман



НАБРОСКИ ПЬЕСЫ 1978 ГОДА:

Пьеса должна была называться так:

«О Т Г А Д К А Н Е В Е Р Н А, Э Д И П !..

Философская драма в 3-х актах».

Но написано было (эскизно набросано) примерно 5 сцен, а потом работа над пьесой прекратилась. Эти наброски сохранились у меня в архиве, и я решил их сейчас опубликовать в нашем альманахе.

Время работы над этим текстом – с 26 сентября по 3 октября 1978 года.

В этих сохранившихся сценах присутствуют четыре действующих лица:

Э д и п (тот самый античный, впоследствии царь)

И о в (тот самый библейский персонаж)

Некий У ч и т е л ь (присочинённая мною фигура)

и С ф и н к с (то самое мифическое существо, задавшее загадку Эдипу, которую тот, как известно, отгадал).
В структуре намечавшегося тогда мною сюжета Э д и п и И о в, как это ни покажется кому-то странным, были б р а т ь я м и и в молодом ещё возрасте они проходили обучение у некоего У ч и т е л я. Потом они взрослели, и каждый обретал тот жизненный путь, который описан в соответствующих мифических текстах. А в конце этих фрагментов Э д и п и И о в просто разговаривают друг с другом и анализируют пройденный ими путь.

Итак…

СЦЕНА ЭДИПА И ИОВА С УЧИТЕЛЕМ

УЧИТЕЛЬ Ну, что ж… Не дурно, Эдип… Смотри на него, Иов! У этого парня на плечах кое-что есть, не правда ли?

ИОВ А у меня – нет?

ЭДИП (смеясь) Видимо, так!

УЧИТЕЛЬ Я этого не говорил. Одно дело – острота ума, хитрость, сообразительность, другое – глубина и охватность, широта взгляда… Не обижайся, Иов, но в разгадывании шарад и загадок ты пока уступаешь брату.

ИОВ Я не обижаюсь.

ДИП Да-да! Знаем, как не обижаешься… А это – что?.. (выхватывает у Иова глиняную табличку и показывает Учителю)

УЧИТЕЛЬ Загадка?

ЭДИП Загадка Иова. Он тренировался, потихоньку…\

УЧИТЕЛЬ Ну-ка, посмотрим…

(читает)

«Кто утром ходит на ч е т ы р ё х ногах, днём – на д в у х, а вечером – на т р ё х ?».

Ну, так кто же это?

(пауза)

ИОВ Не знаю…

ЭДИП Погоди-погоди!..

(берёт табличку)

«Кто утром ходит на ч е т ы р ё х ногах, днём – на д в у х, а вечером – на т р ё х ?..».

(задумывается)

УЧИТЕЛЬ Ну, вы пока подумайте, а я пойду прогуляюсь к источнику…

(берёт свою палку)

Желаю успеха!

(медленно идёт прочь, опираясь на свою палку; Эдип внимательно следит за его походкой)

ОТРЫВОК ИЗ ДРУГОЙ СЦЕНЫ С УЧИТЕЛЕМ

ЭДИП Учитель! Вот мы говорим «п р о г р е с с», «п р о г р е с с»… А «прогресс» – это что, всегда хорошо?

УЧИТЕЛЬ Плох ли прогресс? Гм, недурной вопрос… Не знаю, не знаю… Очень может быть, что прогресс и плох, а?..

ИОВ (Эдипу) Послушай-ка, ты ведь сам прекрасно знаешь, что история уже тысячу раз давала ответ на этот вопрос!

УЧИТЕЛЬ Отвечала? Давала, говоришь, ответ?.. А знаете, я не стал бы…

ИОВ Как, Учитель?! Да ведь это так ясно!.. Всё, что творит история, это благо. Разве не так? Она это множество раз доказала…

УЧИТЕЛЬ Тысячу раз давала ответ, не правда ли? Ну, что ж, это хорошо, это очень хорошо… Только я всё-таки не уверен…

ИОВ В чём?

ЭДИП (Иову) Помолчи!

УЧИТЕЛЬ Слишком уж мы мало знаем о том, что такое д о б р о и з л о… А в отношении истории – тем более! Единственное, что я знаю, это что ты должен поступать так, как она (история) хочет, или – сдаваться.

ЭДИП Поступать, как она хочет, или сдаваться?.. Не зная наверняка, доброе или злое дело она творит?

УЧИТЕЛЬ Да.

ЭДИП Но ведь надо, по крайней мере, в е р и т ь, что – д о б р о е ?!

УЧИТЕЛЬ Не знаю, мальчик, ей-богу, не знаю… Надо или не надо… Конечно, с верой – проще… Но я… Не знаю. Я просто делаю своё дело. Возможно, это и не верно.
СЦЕНА ЭДИПА СО СФИНКСОМ

После того, как Эдип разгадал загадку Сфинкса, тот, по справедливости, должен был пропустить его караван к Фивам (городу в Египте). Но поскольку его (Сфинкса) задача была определена богами так, чтобы он никого не пускал через охраняемое им место, Сфинкс (как лицо вполне частное) объясняет Эдипу своё безвыходное положение.

СФИНКС Тот факт, что тебе удалось разгадать загадку, – случайность. Вообще-то, мои загадки не под силу людям. Но… правил без исключений не бывает. Вот видишь: тебе повезло. Молодец!.. Но мне-то каково теперь?.. Пропустить тебя в Фивы я всё равно не могу. Это будет нарушением воли богов. Но я не могу и нарушить честного условия…

ЭДИП Вот именно!

СФИНКС Что же мне делать? Посуди сам: как же мне выйти из этого положения?..

ЭДИП Вот уж не знаю! Вольно же тебе было ставить такие условия… Ты же сам выбирал их! Значит – ошибся! А за ошибку расплачивайся, как можешь. Я уж тебе не советчик.

СФИНКС Вот как ты рассуждаешь!.. Видно, ещё не загнала тебя в угол судьба… «Вольно ж тебе было!..». Ан нет! Не вольно!.. Эх, Эдип! Где это ты увидел волю-то, где? Для нас, смертных, нет воли. Запомни это хорошенько… Одна только мать-судьба да отец-случай ставят условия нам… Они нам свои пишут ноты, – по ним и играем… Я – проиграл!.. Но гляди – не выиграть и тебе.

ЭДИП А это – посмотрим.

СФИНКС Будь я подобен тебе, я всё равно не пустил бы тебя в Фивы. Наплевал бы на закон и не пустил. Хотя бы для того, чтобы угодить начальству…

ЭДИП Ну, это ещё не известно! На силу и у нас найдётся сила. Видишь этот меч?

СФИНКС Убери свою игрушку, несчастный! Побереги её, пока позволено тебе ею играть… А я, заведённый судьбою в тупик, несоблюдИмое соблюсти не могу и в безвыходности погибаю. Нет иного пути мне, как вниз со скалы. Будь же проклят, своевольный нарушитель велений рока!.. Прощай!..
(бросается со скалы в пропасть и разбивается)

ЭДИП (глядя вниз) Камнем вниз полетел он, о скалы в кровь разбиваясь, и сгинул во мраке ущелий… Мир праху твоему, о Сфинкс! Женоподобный с телом звериным… Странно, что создание, столь сотканное из противоречий, так беспомощно перед противоречиями жизни… Прощай! Дорога открыта. К Фивам! Эй!.. Двигайтесь к Фивам!..

ФИНАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА ЭДИПА С ИОВОМ

ЭДИП Пусть мы оба с тобой потерпели жизненное крушение, Иов… Но я своим сопротивлением року хотя бы принял свою вину на себя, я сам заслужил своими ошибками свою беду, и сам произвёл свой суд над самим собой… Я не был слепой марионеткой судьбы! Я не был, Иов!.. И этим я счастливее тебя! Да! Я – счастливее! Я боролся. Я ошибся. Я – наказан!.. Но я не бессмысленная и покорная жертва, как ты. Я не невинно закланный агнец! Ты же отдал себя на заклание с покорностью безгласной овцы… И они приняли твою жертву, убийцы-вымогатели… И ты ещё покорно славишь богов!..

ИОВ Чем ты гордишься, грешный человек? Что был палкой в колёсах у бога, который всё равно тебя переехал и раздавил, всё равно тебя подчинил своей воле, как ты ни пытался ему помешать… Что стоит твоя гордыня?.. А я славлю бога – несмотря на все его кары, обрушившиеся на меня как бы незаслуженно, и верю, что я прав, ибо – увы! – другого пути просто нету… Я – прав. Ибо единственная объективность, единственная истина – это бог! А мои страдания – ничто перед ним. Ну, и что ж, что я не знаю причину моих страданий, не знаю моей вины?.. Я всё равно не могу противопоставить себя богу, ибо он и его воля определяют этот мир, а не я… Неразумные люди будут говорить: бог не только всесилен, он ещё и безжалостен и несправедлив, он наслал на праведного Иова все беды – убил его жену, детей, поразил его самого проказой, и всё это только для того, чтобы показать, как заживо гниющий, брошенный всеми невинный человек будет на пепелище прославлять мудрость божью… Да! Я буду её прославлять, ибо не может быть бог виноват или неправ перед человеком, но человек всегда виноват и неправ перед богом!.. И только один есть путь для него – искупить свою вину раскаянием и служением!..

ЭДИП Даже, если не знаешь за собой никакой вины? Не понимаешь, в чём она?

ИОВ Да! Это дано понимать только богу!.. Он не снисходит до объяснений и обвинений… Но моё дело – верить! ДРУГОЙ КУСОК ЭТОГО РАЗГОВОРА

ЭДИП Да, Иов, ты, наверное, прав… Ты – прав. Если бог – он!
(показывает на небо или на статую бога)

Но если «бог» – это ты, царь, то тогда это твоя теория превратит нас всех в рабов!

ИОВ Нет, Эдип! Человек не может быть богом, и не достойно людей быть рабами смертного. Если я или ты захотим поработить людей, они восстанут и свергнут нас… И они будут правы – свободные и гордые люди! Но тот бог, на небесах, недостижим для нас, его мы не можем свергнуть и никогда не сможем. Это – выше нас! Это – бесконечность и вечность. Бунтовать против них – глупо… Вот уж здесь-то надо – служить! Только служить. И другого пути нет. Такова диалектика…

ЭДИП Диалектика?

ИОВ Бог послал тебе муку, горе! Вот от них и пляши!.. Исходи отсюда в своём служении богу!

ЭДИП Отсюда?..

ИОВ И вот я априори, сразу же, признал свою вину перед ним, которую знает лишь он, но которую я всей своей жизнью должен искупить, исправить и заслужить прощение…

ЭДИП Заслужить прощение…

ИОВ И вот жизнь моя начала изменяться. Бог понял, что я ему не помеха, и снизошёл ко мне… И люди чтут меня. Они избрали меня своим царём. А ты – изгнан и признан виновным – благодаря своим же стараниям… Посмотри на меня! День ото дня уменьшаются мои струпья, я чувствую, что выздоравливаю!..

ЭДИП Выздоравливаешь?

ИОВ Бог никогда не бывает неправ, Эдип. Ибо справедливость – это не то, что я мерю своим аршином, озираю со своей колокольни и мыслю только относительно одного меня… Справедливость – это дело божье, которому я могу быть помехой. Даже не сознавая этого. И, если бог карает меня незаслуженно, как мне кажется, я должен не обвинять бога в несправедливости, а понять, что я мешаю чем-то богу – хотя бы тем, что не служу ему беззаветно в меру всех сил своих, данных им мне!.. И я должен стать на путь служения. Ибо нет на свете ничего важнее и справедливее, чем дело божье. Пойми это, Эдип! Приходит народ Коринфа, который чтит своего царя Иова.

Они дают приют в Коринфе и бедному страннику Эдипу.

1978





Hosted by uCoz