Литклуб

Ирина Сумарокова


БОЛЬШАЯ КАРТИНА


        Аверкий Кириллович Стрезикозин положил порцию денег в металлическую коробку, запер сейф, и тут ему показалось, что на чистейшем потолке появилось длинное серое пятно, напоминающее человеческую фигуру. Одновременно Стрезикозин словно бы услышал:
        - Вам скучно.
        "Ну вот, - огорчился он, - уже сам с собой разговариваю, да ещё "на вы".
        …Стрезикозин и впрямь был не в себе. Он даже прилег на лайковый диван, куда, по занятости своей, и не садился-то никогда. "Что за апатия? Чего мне не хватает? – удивлялся он. - Я же всё себе сделал, хоть и начал с нуля, вернее, с минуса".
        Он встал, подошёл к окну, включил поворотное устройство жалюзи. Планки тотчас развернулись на девяносто градусов, показав четвертую часть города Сабочаево-Чертанска. Справа портило вид невнятное по облику градообразующее предприятие: так называемая мыловарка и притулившийся к ней институт Мыла и Соды. Ещё правее выделялось кронами разномастных деревьев кладбище, а за ним шёл Парк Городской Культуры. Правую сторону панорамы завершала извилистая до вычурности речка Чертанка, несущая вместо воды серую сальную жижу - отходы мыловарки. Слева стлались бугристые от заросшего мусора пустыри, перемежающиеся жилыми блоками. А если смотреть прямо, открывался Центр, то есть Бульвар Мыловарщиков и Сквер Народной Культуры. "Кажется, там продают какие-то низкопробные художества", – мимолётно вспомнилось Стрезикозину. За Центром ширилась оптовка, из-за интенсивного движения толпы похожая на кусок пёстрого ситца, который кто-то трясёт.
        Стрезикозин поморщился, тронул поворотное устройство и убрал Сабочаево-Чертанск с глаз долой. Потом он опять лёг на диван, и ему вспомнились этапные факты из собственной жизни.
        …До двадцати шести лет всё шло по плану. Родители, чета начальствующих инженеров, и ему, фактически, были начальниками. Они со строгостью готовили сына к честной карьере на Мыловаренном Объединении. Аверкий был редкостным студентом: на алкоголь, карты и секс не отвлекался. По окончании института Мыла и Соды (разумеется, с отличием) - без проблем поступил в аспирантуру.
        - Сын! Ты бы выдвинул идею, нужную производству и людям, – посоветовал однажды отец во время ужина. - А идеи, чтоб ты знал, висят в воздухе.
        Отец оказался прав. Идея действительно висела в воздухе, прямо за окном в виде полной луны, которая напомнила Срезикозину туалетное мыло местного производства "Полнолуние". Когда им пользуешься, оно покрывается неприятной слизью, а в нерабочем состоянии сразу же трескается.
        Пока Стрезикозин смотрел на луну, у него сам собой сложился стишок с идиотским каламбуром:
        У Луны – большая сила:
        Лунный луч улучшит мыло.
        "А ну как, действительно, улучшит? Было б оригинально: обработал кусок мыла направленным лучом Луны, глядь - мылкость повысилась, трещиноватость понизилась…" - глотая бледный чай, фантазировал Стрезикозин.
        Фантазии увлекли его. Доев размякший в чае кусочек лимона (родители не терпели, когда выбрасывают полезное), Аверкий ушел к себе, в бывшую детскую, чтобы фантазировать дальше. К полуночи он придумал аппарат, вычертил его и назвал "Стрезикозинский Лунник", сокращённо - "Стрелун". Свой аппарат Аверкий предназначал во-первых для улавливания лунных излучений, во-вторых для их максимального сжатия, а в третьих для того, чтобы полученным сжатым излучением облучать мыло. К утру он управился и с теорией. Он доказал, что лунное излучение, несмотря на вторичность, по отношению к солнечному, имеет свои особенности. Эти особенности можно результативно использовать в мыловарении, резко понизив клёклость мыла при увлажнении и растрескивание - при высыхании.
        Проект одобрили. Слесарю из экспериментального цеха заказали опытный образец. Для проведения испытаний ждали полной луны. Но все планы спутала перестройка. Наука в Сабочаево-Чертанске практически погибла. На производстве тоже ничего хорошего не было. Новые властелины столкнули с командных высот родителей Аверкия, поместив туда своих, как правило, неквалифицированных родственников. Ничего не нажившие, кроме гордости за свою честность, Стрезикозины-старшие ожесточились и начали болеть.
        Аверкий покинул институт, где не было больше ни стипендии, ни перспектив. На всякий случай прихватил с собой "Стрелун".
        Он плохо себе представлял, как надо выживать. Но ему повезло. Богатенький одноклассник пристроил его на оптовку выгружать по ночам ящики с пивом и коробки с сигаретами. Расплачивались на оптовке прижимисто, но на еду, коммунальные услуги и остальные потребности социально-биологического существования семье хватало. Родители спасибо ему не говорили, а, наоборот, упрекали за то, что предал свой научно-технический талант.
        Как-то раз, ужиная на кухне перед тем, как идти на оптовку, Аверкий услышал возмущённые голоса отца и матери, которые смотрели в гостиной телевизор.
        - Безобразие! Мракобесие! - восклицали они. - Аверкий, иди сюда, полюбуйся!
        …На экране тучная брюнетка с макияжем роковой женщины крестила воздух толстой свечой, приговаривая: "Во имя отца и сына и духа святаго заряжайте, люди, ваши медикаменты, воду, косметику вашу, себя обязательно заряжайте, и мебель стожа, какая полегче, чтоб сюды пододвинуть, а телеэкран не помеха! Главная сила - во мне явленная...".
        Отец резким жестом выключил телевизор.
        - Сажать таких надо! - взвизгнула мать.
        - К стенке ставить! - выкрикнул отец.
        Аверкий дипломатично промычал "мда" и вернулся на кухню доедать невкусную мамину рыбу, тушёную с ненавидимой им морковью.
        На следующий вечер родители снова оторвали его от ужина:
        - Аверкий! Иди! Опять эта мерзость!
        На сей раз, выступал худенький жидкобородый мужичок. Он воткнул в сеть два проводка, подсоединённые к железке, похожей на зажигалку для газовой плиты, и стал водить ею вокруг шеи телеведущего, который заметно нервничал.
        - Боится, что этот жулик попотчует его электрическим разрядом! А неплохо бы, в самом деле! Дёрнет как следует – так, может, прекратит показывать стране всяких обормотов, – ехидничал Стрезикозин-старший.
        - Ента палочкя-выручалочкя ефирное тело табе подровняить, и усе хувори убягуть, усе нядуги удяруть, - приговаривал мужичок.
        Аверкий задумался: "Если для изгнания "хуворей" годятся свеча и "палочкя", то чем хуже сгущёный лунный луч?"
        Он ушёл, не поужинав, чтобы до работы успеть в подземный переход, где продавали, по выражению родителей, "печатную гадость для дураков и развратников".
        …Развал плотно окружали любители астрала и секса. Стрезикозину пришлось ждать, пока кто-нибудь освободит место. Он нервничал: боялся, что его увидят знакомые и скажут родителям. Тогда хоть домой не приходи. Наконец, один из покупателей отодвинулся. Стрезикозин протолкнулся на его место.
        - Что у вас есть по неофициальной медицине? – спросил он угрюмого продавца в грязном фартуке.
        - Книга "Доктор космос", центральная газета "Я выбираю астрал". Все четыре -уникальные выпуски.
        Издания имели убогий вид: буквы пачкали пальцы, иллюстрации были как будто срисованы с санпросветовских листовок полувековой давности. Стрезикозин, однако ж, купил и прочитал всё. И книга, и газеты оказались такой же малограмотной чушью, как и телепередачи, но Стрезикозин сделал вывод: заряжать в лечебных целях можно что угодно и чем угодно. Следовательно, и "Стрелун" годится. Но для подобной задачи не подойдёт его внешний вид. "Такой штукой уместнее калечить, чем лечить" - вздохнул Стрезикозин, глядя новыми глазами на аппарат, напоминающий раструб мясорубки, окрашенный под цвет собачьих испражнений: институтский слесарь, делавший "Стрелуна", за красотой не гонялся. Того же слесаря - а больше некого было – Стрезикозин уговорил сварить по дешёвке другой корпус, посимпатичнее. Когда новый немножко улучшенный аппарат был изготовлен, Аверкий сам его покрасил перламутровой краской для иномарок, дал просохнуть, потом завернул в чистый полуватман и понёс к богатенькому знакомому.
        - Это концентратор лунной энергии, - принялся объяснять Стрезикозин, – параметры его воронки совпадают…
        Богатенький слушал вполуха, поминутно отвлекаясь то на пейджер, то на сотовый телефон, то на факс.
        Когда Стрезикозин закончил, Богатенький печально качнул головой.
        - Авка, милый, такой хрени сейчас до хрена...- жалостливо произнёс он.
        - Ты ошибаешься, - возразил Стрезикозин. - Лунный концентратор - принципиально новая установка, дающая оригинальную энергетику. Им всё можно заряжать в лечебных целях: от бутерброда - до книжного шкафа. Если б ты его купил, то, скорей всего, мог бы заработать хорошие деньги.
        - Я пас… - вздохнул Богатенький.
        Ему неприятно было отказывать Стрезикозину, у которого все десять лет средней школы он списывал по всем предметам.
        В очередной раз зазвонил телефон.
        - Излагайте кратко, друга принимаю! - рявкнул в трубку Богатенький, но тут же заулыбался. - Симка, ты? Ну, чего, подруга? Как астралом банкуешь?
        Он подмигнул Стрезикозину.
        - "Стрелуном" обзавелась? – спросил он строго. - Нет?! Это прокол. "Стрелун", чтоб ты знала, ликвидирует все заболевания. Направишь на голову или, к примеру, под сердце - и проблемам конец! Что?! - он захохотал. – Дурочка… никакое не "пиф-паф"! Это целебная панацея. Сколько стоит? Не дороже денег, Симона Егоровна. Хочешь? Хотеть не вредно. Ладно, не скули. Тебе позвонят.
        Богатенький повесил трубку.
        - Звонила Симона, целительница хренова. Кстати, почём твой озонатор?
       - Это не озонатор. Это концентратор лунной энергии. А стоит он...
        Аверкий задумался. Ему еще не приходилось иметь дело с деньгами, кроме, конечно, институтских стипендий и гонораров, получаемых на оптовке. Но даже эти скудные выплаты не им определялись.
        - Возьмешь с неё три тысячи американских долларов, - не дождавшись ответа, распорядился Богатенький. - Пятьсот оставишь себе. Остальное принесешь сюда.
        Когда Стрезикозин пришел к Симоне в офис, в кресле для клиентов сидел её визажист и грыз копчёную курицу, наблюдая, как целительница наклеивает себе на ногти магическую символику.
        Стрезикозин распаковал "Стрелун", поставил на черный столик между двумя чёрными свечами и сделал краткое научно-техническое сообщение.
        - Я такой озонатор видел у Пугачевой, когда она в Гордянске гастролировала, - заметил визажист, утираясь подогретой салфеточкой для снятия макияжа.
        - Это не озонатор... - начал было Стрезикозин, но Симона его перебила:
        - Как включать?
        Целительница купила "Стрелун", и он понравился её пациентам. От "Стрелуна" исходила специфическая свежесть с натуральным оттенком. Прошёл слух, что кому-то полегчало. Через месяц в Малом Щелочном переулке, где находился Симонин офис, стало негде припарковать лимузин. Богатенький, отмывающий через её волшебства свои "грязные", даже придумал лозунг: "Отмывая, намывай!" Вскоре он вызвал к себе Стрезикозина и сказал, налив себе и ему по рюмочке "Абсолюта":
        - Авик, нужна новинка: приставка или насадка, а, может, присоска. Короче, какая-нибудь хрень. Конкретно не знаю, я не этот, не приборостроитель, я одно просекаю, что клиенты любят всякие прибамбасы.
        Стрезикозин выполнил заказ очень оперативно. Тот же слесарь изготовил и насадку для супернаправленного внедрения в органы, и приставку для самомассажа спины, и даже присоску для оттока желчи.
        Богатенький принял заказ, весьма прилично заплатил, угостил "Абсолютом" и начал разговор:
        - Аверкий, у нас теперь серьёзная клиентура, вплоть до этой хрени. Ты понимаешь, кого я имею в виду. А Симона - хабалка. С завтрашнего дня на "Стрелунах" будешь ты, солидный технарь, доктор наук.
        - Я не доктор наук, - возразил Стрезикозин.
        Богатенький усмехнулся:
        - В данный момент, конечно, ещё нет, а к четырем тридцати принесут корочки, и ты будешь доктором какой-нибудь престижной науки. Твой докторский диплом мы повесим в офисе на видное место, а Симку уберём.
        "Её убьют! - ужаснулся Стрезикозин. - А я, значит, попользуюсь… нет уж, в душегубы - не нанимался".
        Богатенький угадал его мысли.
        - Не бойся! Никто её не съест! - рассмеялся он. - Сделаем филиал для простых тружеников, и будет колдовать дальше. В Малом Щелочном как раз сдается избёнка.
        С тех пор жизнь Стрезикозина полностью отладилась. Размноженный и обретший кучу модификаций "Стрелун" имел возрастающий успех. Последнюю модель для внутривенной подзарядки раскупали с необсохшей краской. Стрезикозина теперь стриг, брил и слегка гримировал симонин визажист. Кушать ему привозили из дорогого ресторана "Трёхглавый орел". У него теперь было всё: чёрный и белый бизнес, много денег, единственный в городе особняк, облицованный зеркальным стеклом, модный мини-парк и партнёрша для секса - всё та же Симона, которая, несмотря на устрашающий имидж работника магии, оказалась покладистой, приятной женщиной. Любви, слава Богу, Симона не требовала, да и сама ничего такого к Стрезикозину не питала, но отношения с ним её устраивали по многим причинам. Родители Аверкия Кирилловича кочевали теперь по лучшим санаториям страны. Целыми днями принимали они дорогостоящие процедуры, а в промежутках наслаждались беседами на тему нынешних безобразий.
        Стрезикозин неукоснительно выполнял обязательства перед властями явными и тайными. Тем, от кого он зависел, и тем, кто зависел от него, была выгодна его жизнь и была бы невыгодна его смерть.
        В общем, всё сложилось оптимально. А он, скучный, вялый, валяется среди дня на диване и разглядывает какое-то пятно на потолке.
        - Здравствуйте, господин Стрезикозин, - обратились к нему с потолка, - с вами говорит ваш бестелесный друг. Кстати, я сосед луны, в излучениях коей вы такой прекрасный специалист.
        "Эфирное тело кого-нибудь из симониных пациентов, - предположил Аверкий Кириллович. - Вот вам и материализм…"
        - Если вы по поводу астралотерапии, то это к Симоне Егоровне, - обратился он к эфирному пациенту. - Она исцеляет и снимает порчу с двенадцати до трех по рабочим дням, кроме четверга. Но это не здесь, а в Малом Щелочном переулке.
        - Ах, нет, я по вашему поводу. Вам скучно, потому что обиход ваш лишён живительных впечатлений. А теперь, Аверкий Кириллович, смотрите!
        И Стрезикозин увидел, как в его кабинет, невзирая на закрытые окна, вплыла полная луна, навстречу которой устремился эфирный гость. Химический кондиционерный холодок сменился речной прохладой. По ковролину разостлалась лунная дорожка, хотя в щелях жалюзи сквозил солнечный свет. На весь кабинет раскинула густые ветки ива, а перед экраном монитора закачался рыбий хвост. На иве лежала русалка и вполне профессионально пела.
        Стрезикозин вскочил с дивана. Мокрые листья мазнули его по щеке. Ботинки погрузились в траву. По всему кабинету, вернее, по берегу реки (Стрезикозин понял, что лунная дорожка лежит не на ковролине, а на воде) бегали дети с маленькими птичьими крылышками. Открылась дверь. Вошёл мужчина в старинном кафтане из бархата цвета бордо.
        - Здорово, Аверкий! - он широко улыбнулся, протягивая Стрезикозину руку.
        - Здравствуйте, - Стрезикозин хотел пожать протянутую руку, но мужчина в бархате отъехал, будто на коньках, к стене, увлекая за собой и русалку, и луну и остальное, столь внезапно наполнившее кабинет. Это всё распласталось по плоскости стены, образовав картину. Но лишь только Стрезикозин подошёл поближе, чтобы её получше рассмотреть, как детали стали стремительно терять чёткость, краски побледнели. Миг – и картина исчезла.
       " Я дремал, – подумал Стрезикозин. - А картина была занятная. Я бы такую приобрёл…"
       - Симона, мне нужна картина, - объявил он по селекторной связи. - Нет, не любая.
       Он дал описание и велел поместить соответствующее объявление во всех сабочаевских СМИ.

        * * *

        Галина Петровна Омутянская тщательно ошкуривала испанское яблоко, а её мама сидела напротив и демонстративно грызла дешёвенькую карамель.
        Что-то серое как будто повисло под потолком кухни. Неужели пыль? Нет, больше похоже на облако, принявшее форму человека с длинными конечностями. Облакочеловек под потолком кухни! Сюрреализм какой-то.
        - Сколько можно чистить яблоко? - скривила губы мама.
        - Я всегда очень тонко снимаю кожицу, - тон Галины Петровны был вызывающим. - Мне слишком тяжело достаются деньги, чтоб выбрасывать на помойку куски таких роскошных фруктов. У меня нет дойной коровы в лице богатенького супруга. Ты ж меня идеалисткой воспитала! Вот Ленка, та может требовать: "Толщее чистий! Под шкурою самыя пястяциды сидять!" Чем рассуждать, лучше б поменьше картошки трескала! А то докушалась: ножищу двумя руками на скамеечку подъемлет, чтобы прислуга - я то есть - шнурки ей завязывала! Простая, главное, девка, из глухомани, а какая стала герцогиня! Ничего делать не желает! Ребёночка держит у "мамке" в деревне. Не ей же возиться!
        - Что ж, Галя, - хрустнув карамелькой, отозвалась мама, - ты сама выбрала участь быть в услужении у ничтожества. Тебя ж не устраивает скромная жизнь творческого работника.
        Галина Петровна швырнула на стол фруктовый нож и ушла в свою комнату. Обидно выслушивать мамины колкости. Но и маме обидно. Она хоть и ерундой занимается - учит детишек розочки из бумаги вырезать - но искусству, действительно, предана. У неё никогда не было мужа, но она при первой же возможности родила, исключительно затем, чтобы в будущем было с кем разговаривать об искусстве. Мама ничего не жалела для Галиного образования: в новых колготках себе отказывала, но покупала репродукции картин. Она страстно мечтала, чтобы дочь поступила в столичный университет и там как следует познала искусство. Что ж, Галя поступила. Только ничего хорошего из этого не вышло. Училась она кое-как. Из-за любви. Но возлюбленный с женой не развёлся и столичной жительницей Галю не сделал. Университет она, правда, окончила. А что толку? В аспирантуру её всё равно не приняли. Пришлось вернуться в Сабочаево-Чертанск. После столичной-то жизни! Она устроилась экскурсоводом в Горгалерею, эдакую пародию на Третьяковку. За ничтожную получку молодой специалист Омутянская целые дни проводила среди огромных, будто пропитанных жирной пылью картин, на которых трудовой процесс изображался как некий чудовищный балет. Она что-то щебетала томящимся экскурсантам насчет художественных особенностей пятиметровой халтуры местного Репина "У проходной мыловаренного завода", или насчёт идейного содержания его же гадостной четырёхметровой агитки "Перекур фрезеровщиков". Личной жизни у Галины Петровны не было: местные мужчины ей не подходили, как не подошли бы райской птице, например, барсуки.
        Как-то зашел богатенький сосед по подъезду и стал её уговаривать уйти из Горгалереи. Он предложил ей собрать для него, как он выразился, "охренительные шедевры". br        - На хрена тебе, Галя, эта хрень! – убеждал он Омутянскую. - Я твою Горгалерею хренову имею в виду. Они ж не платят ни хрена! А я, для начала, пятьсот баксов США тебе захреначу, Галчонок. Кроме того, когда пойдут доходы, будешь дивиденды иметь. Пойми, у тебя редкий шанс вырваться из нищеты. Организуем рекламу, прессу-фигессу, и - вперед! Давай, Галя, давай, я тебе царские условия предлагаю!
        Но как только она уволилась из Горгалереи, Богатенький дал отбой.
        - Галя, вот чего... – смущаясь, начал он, - мы сделали маркетинг... художественные картины на сегодняшний день не идут. Сейчас идут куриные ноги, конкретно - бедра. Я туда вложусь. А отсюдова погоню в Германию лисички, грибы, в смысле. Лисички будем закупать на куриные деньги. Короче, это мои трудности. Но ты не горюй. Всё к лучшему. Я тебя беру домоуправляющей своей. Будешь ежемесячно получать тыщу дойче марок плюс презенты на Новый год, на Пасху и на день рождения на твой. Харчиться будешь на халяву. Такие условия, Галя, никому из ваших, из интеллигенции, и в мечтах не снились!
        Галина Петровна завозмущалась, завсхлипывала:
        - Я?! В домработницы?! Да ты что? Да я лучше буду чёрствым хлебом давиться!
Богатенький на это не отреагировал и, уходя, распорядился:
        - Приступишь завтра в девять утра. Елена тебе, всё покажет, чего надо.
        В девять утра Омутянская позвонила в дверной блок Богатенького. Открыла толстая молодка в фирменной ночнушке.
        - Тапки здеся, - кивнула она в угол, - кухня тама, за тувалетом. Насчет стряпни мине лучше всех борщ с курой устраиваить.
       Она повернулась к Омутянской спиной и ушла досыпать. А Галина Петровна, переобувшись в хозяйские тапки, побрела на кухню стряпать "борщ с курой".
        ...И вот теперь, в субботу, когда можно, наконец, отдохнуть от всей этой подёнщины, приходится выслушивать мамины колкости! Галина Петровна легла на тахту, застланную стильным пледом в косую клетку, и заплакала, но быстро успокоилась. Ничего! Зато на денежки Богатенького она побывала в Египте, увидела великие подлинники. Но, как назло, в музеях, в храмах – да на каждом шагу - она натыкалась на жалких голеньких рабынь, которые копошились вокруг какой-нибудь расфуфыренной фараонши. И. что самое противное, рабынь всегда изображали в несколько раз мельче, чем госпожу. Галя, ясное дело, знала из курса истории Древнего Египта, что этого требовал канон: художнику, можно сказать, вменялось в обязанность унижать рабынь масштабным несоответствием с господами. От этого, однако, ей было не легче. Но тут Галина Петровна живо представила себе Горгалерею с её "шедеврами". Вспомнила курящих фрезеровщиков, фальшиво осклабившихся при виде молодцеватого парторга; уродок-ткачих, коллективно читающих серую газету, похожую на кусок грязной штукатурки, и гадливо передёрнула плечиками. Она вернулась на кухню, дочистила и съела розовое яблочко, проглотила порцию эксклюзивной добавки. "Хорошо, когда есть средства на правильное питание", - подумала она и подмигнула баночке с ананасным концентратом. А с какой завистью смотрят прохожие, как она паркует у рынка хозяйскую "Тойоту"! (Богатенький ей разрешал ездить за продуктами на "меньшой тачке". "Старшой" был у него "Джип-козёл"). Водительские права Гале устроил возлюбленный, перед самым её отъездом. "Не думай, что я такой уж бяка", - промурлыкал он, вручив их ей на прощание. "Зачем мне водительские права? - горько усмехнулась Галя. – В Сабочаево-Чертанске некуда ездить". "Такого не бывает, - возразил он. – Куда-нибудь, да придётся ездить!" Действительно приходится. Например, на оптовку, жрачку хозяевам закупать. Она же прислугой работает! А ведь собиралась стать крутой столичной галеристкой, разъезжать на собственном "Роллс-ройсе", даже на двух "Роллс-ройсах": на черном - зимой и на белом - летом. Она мечтала, что будет иметь галерею одних супершедевров – таких, чтобы олигархи конфликтовали за обладание ими. Говорят, мечтать не вредно... Ерунда! Мечтать вредно и, к тому же, больно. Особенно, когда сравниваешь мечту - с реальностью, то бишь с вылизыванием хозяйского санузла.
        - Мечтать полезно, Галина Петровна. Чем ярче мечты, тем полнее они сбываются! – донеслось с потолка.
        "Никак пятно заговорило?"- удивились Галина Петровна.
        - У вас будет собственная галерея и прекрасный состоятельный муж. Но для этого придётся кое-что сделать. Не беспокойтесь. Ничего обременительного. Итак, милая Галина Петровна, сразу после нашей беседы выньте из почтового ящика газету и найдите в ней объявление, насчёт того, что некий Стрезикозин Аверкий Кириллович желает купить картину. В объявлении она описана достаточно подробно. Внимательно всё прочтите и поезжайте на сквер Народной культуры – вы, безусловно, знаете это место: там продаются произведения искусства...
        - Я вас умаляю! - Омутянская скривила хорошенькие губки. – В Сабочаево-Чертанске не бывает искусства!
        - Ах, это не важно! - ответили с потолка. – Пожалуйста, выслушайте меня до конца! Осталось немножко. На Сквере Народной культуры около бортика отключённого фонтана вы найдёте ту самую картину. Купите её. Но обязательно, слышите, Галочка, обязательно, договоритесь с художником, чтобы он сам отвёз вашу покупку по указанному в объявлении адресу. Вы тоже туда поезжайте. Позвоните в звонок. И только войдя в ворота, рассчитайтесь с художником. Потом идите в особняк. А дальше всё будет, как в сказке!
        Потом облако добавило:
        - С вами говорил ваш внутренний голос.
        - Ну, слава Богу, - облегчённо вздохнула Галина Петровна, - а то я испугалась, что у меня раздвоение личности на почве работы, не соответствующей моему образовательному цензу.
        Она взобралась на кухонный стол, чтобы лучше разглядеть говорящее пятно, но потолок был чист. Значит, померещилось...
        "Проверю-ка, смеха ради, свой внутренний голос", - Галина Петровна поиграла бровками и пошла за газетой.
        Объявление было. Она ахнула, бросилась к шифоньеру и сдёрнула с вешалки лучший костюм.

       * * *

        В эту майскую субботу на сквере Народной культуры, как всегда по выходным, торговали живописью и сувенирами. Торгующие следили, чтобы публика не напирала на экспозицию и не воровала мелкие изделия. Для настроения попивали водочку.
        И хоть народу толклось много, брали плохо. Везло одному Сане Резакову. Сначала у него взяли этюд "Луч и туча", а потом ещё и картину.
        - Бесподобная туча! - восхищался купивший этюд весёлый старичок. – Один к одному - мой пудель Яшенька! И луч хороший. Маленький, да удаленький - тучку насквозь проткнул! Хорошая вещь! Главное, энергетика от неё добрая, наша…
        На картине, которая продалась сразу же после этюда, тоже был изображён луч, и настолько он был яркий, что когда её завернули в бумагу, на сквере будто наступили сумерки.
        Наблюдая, как Резаков укладывает выручку в набрюшный кошелек, соседи по торговой точке, супруги-керамисты Коркины, насупились и по очереди отпили самогонки из фляжки своей же работы. У них-то ушла всего одна козюлька за пятнадцать рублей: кулон-талисман для Тельца.
        Застегнув молнию на кошельке, Резаков расправил мясистую спину и произнес:
        - Энергетическую живопись человек нюхом чует!
        - Да! - вскричала купившая картину полненькая женщина в поношенном вечернем платье. - Я именно что нюхом восприняла ваше бесподобное излучение! Чувствуете, какая идёт энергетика? - обратилась она к обильно вспотевшему мужчине, которого притерла к ней толпа. Вместо ответа мужчина взвизгнул, потому что угол рамы воткнулся ему в живот. В тот момент мужчина тянулся к пузатому керамическому коту. Кот был нужен, чтобы подколоть брата жены – жирного бабника. Пока мужчина визжал и дёргал животом, кота приобрели четыре женщины в подарок юбиляру и тоже с намёком на лишний вес и сексуальные проделки. Коркины получили деньги за кота, глотнули из фляжки, улыбнулись, закурили. А Резаков продолжал рассуждать, обращаясь к своему другу, художнику Михаилу Лишневу:
        - Ты понял, Мишаня, что нужно покупателям? Энергетика и более ничего! Народ ослаблен безобразным бытием. Вещь, действительно, получилась мощная... Я ж лучище залудил в руку толщиной! И небо уникальное: столько берлинской лазури никто не кладет. Вот у тебя, Мишаня, сложноватый вариант в смысле продажи... Лунную ночь вряд ли кто захочет приобрести. Считается, что луна разъедает ауру. А нынешний народ, Мишаня, за свою ауру - мать родную не пощадит.
        Лишнев опустил дёшево постриженную голову. И зачем только он полез писать большую картину? Лучше б сделал ещё штук двадцать букетиков на кусочках картона.
        Его мини-натюрморты Саня продавал заодно со своими работами безо всякой выгоды для себя. На вырученные, обычно мизерные, деньги Лишнев и жил, то есть покупал хлеб, крупу, кое-какие овощи, платил за квартиру и коммунальные услуги. Остальное отдавал бывшим женам: ничтожные, позорные алименты… Сорокатрёхлетний Лишнев прошёл через три женитьбы, три развода, и от каждого брака осталось по сыну.
        - Ты, главное, изучай спрос... – говорил Резаков, а сам зорко поглядывал по сторонам.
        В поле его зрения попала блондинка в ладном бизнес-костюме. Прокладывая путь сквозь толпу, она наклонила вперед голову. Блестящие светлые волосы, как театральный занавес, на миг скрыли её неспокойные глаза и маленький изящный нос. Когда она подняла голову, волосы колыхнулись назад, и обнаружились точёные ушки и тоненькая шея.
        - Дама! – крикнул ей Саня. – Смелее! Молодёжь с пивом, пропустите даму!
        Обритые под крутых работяги с мыловаренного завода послушно ужались.
        - Самая лучшая моя работа – "Радуга над монастырём", - доверительно сообщил Резаков блондинке, когда она, наконец, к нему протиснулась. – Сами видите: мощнейшая энергетика спектра! Берите. Такой получите заряд, что не жизнь будет, а сплошной салют победы!
        Но блондинка его не слушала.
        - Сколько это стоит? – она направила указательный пальчик с изысканным колечком для верхней фаланги на лишневскую "Лунную ночь".
        - Минуточку, леди! – воскликнул Резаков.
        Оценив финансовые возможности дамы, одетой недёшево, но и не больно-то дорого, он шепнул сумму в сухонькое ухо приятеля и, уже громко, добавил:
        - Ну, говори! Дама ждёт!
        Резакову хотелось, чтобы Миша учился самостоятельности.
- Двешти бакшов! – прошамкал Лишнев, которому не на что было вставить зубы.
        - Многовато… – удивилась блондинка, - я не предполагала, что арт-наив так дорого здесь ценится.
        - Это полотно одного из талантливейших живописцев нашего города, Михаила Алексеевича Лишнева. – мягким тоном возразил Резаков.
        - Да неужели? – усмехнулась дама, но, увидев, что Лишнев покраснел и чуть не плачет, ласково коснулась заштопанного рукава его пуловера:
        - Ну, хорошо, хорошо! Вы марки возьмёте?
        - Возьмёт! - заверил её Резаков.
        - У вас есть машина? – последовал новый вопрос.
        - А как же! – хохотнул Резаков. – Весь таксопарк в нашем распоряжении.
        Он указал рукой в сторону двух жилых башен, развёрнутых торцами к Скверу. На торцах ещё были видны десятиметровые красавицы и красавцы недавно ушедшей эпохи. Солнце съело на них почти всю краску, но контуры сохранились неплохо. Полустёртыми руками великаны-призраки тянулись к уцелевшей линии горизонта. Между торцами раньше была хорошая кованая ограда и ворота таксопарка, но всё унесли расхитители. А чтоб посторонние машины не въезжали, администрация повесила на специальных столбиках собачью цепь.
        - Тогда привезите, пожалуйста, картину в такси. Адрес вот какой… - она заглянула в газету, которую держала в руке, - площадь Политического просвещения, дом восемь. Я бы увезла картину в своей машине, но … - она замялась.
        - Если не секрет, какая у вас марка? – поинтересовался Резаков.
- "Тойота", - горделиво приподняв подбородочек, сообщила дама.
        - Всё правильно. – Резаков авторитетно выпятил нижнюю губу. - В "Тойоте" лайковые чехлы. Багет, как его не пакуй, - а мы, всего лишь в бумагу пакуем – может их повредить.
        Но дама этого уже не услышала: её оттеснило семейство из пяти человек. Сухопарая женщина в длинной жидковязаной кофте, сдёргивая с себя очки для дали и одновременно протирая рукавом очки для чтения, возбуждённо восклицала:
        - Сын! Дочь! Мама! Папа! Сюда! Здесь потрясающий православный андеграунд!
Культурное семейство мигом окружило Резаковскую экспозицию. Посыпались вопросы. Резаков дождался, когда они переведут дух, и спросил:
        - Брать будете?
        - Мы любуемся! – ответил за всех шестилетний мальчик.
        - Приходите завтра, - Резаков деликатно их отстранил и начал паковаться. "Поеду с Мишей, - решил он, - прослежу, чтоб купил себе хоть обувь какую-нибудь, а то всё отдаст бабам".
        Ловко орудуя скотчем, он приговаривал:
        - Арт-наив, арт-наив! Для нынешних, если не порнография – значит наив. Такая вещь, как у тебя – в наше время - редкость. Жанристы либо тройки лепят, либо проституток с фужерами, или как мужики пиво пьют.
        Покончив с паковкой, Резаков пошёл за такси, пожертвовав ради друга половиной оплаченного торгового дня.
        ...Ехали через весь город. Миновали Дворец Мыловарщиков, по краям крыши обставленный статуями людей в трусах, мылящих друг друга преувеличенными – в смысле масштабных соответствий - кусками мыла. Лишнев знал, что во дворце на третьем этаже есть читальный зал. Он ходил туда смотреть альбомы по живописи, когда учился в оформительском училище, да и потом, вплоть до первого брака. Чтоб не отвлекаться на чувство голода - сосал леденцы, купленные на деньги, которые мама давала на автобус. Поэтому домой возвращался пешком. Ему нравилось идти по бульвару Мыловарщиков и наблюдать рефлексы закатного неба, преображающие плоскостенные жилые блоки. Однажды в октябре, возвращаясь из читальни, он познакомился со своей будущей первой женой Валентиной. Она мыла рукой сапог в холодной луже, а другой рукой держала на отлёте торт. Лишнев сначала увидел в луже её отражение – дрожащее и золотистое, благодаря фонарному свету. Он подошел и домыл ей сапог. Торт они доели в четыре утра на скамеечке, метров через пять от места знакомства.
        Спустя два года, уже имея сына Мишу, Лишневы развелись. Все были на стороне Валентины. И это понятно: Лишнев – абсолютный нуль в материальном плане – к тому же влюбился в будущую вторую жену – тоже Валентину.
        ...Такси, обогнув старинную скульптуру чёртика, играющего с болоночкой, поехало вдоль здания Народного суда, и Лишнев со стыдом вспомнил, как, идя на свой первый развод, забыл, зачем шёл, потому что засмотрелся на пёстрые осенние деревья, отражённые в стеклянных дверях суда.
        …Центр проехали. Начались новостройки. Появлялись и прятались за жилыми блоками замусоренные внутригородские рощицы.
- Вот он, дом восемь, - объявил таксист, останавливая машину.
- Где? – удивился Резаков.
        Никакого дома он не видел. Была лишь сплошная кирпичная стена с цельнометаллическими воротами.
        - За стеной, где ж ещё? – буркнул шофёр. – Номерной знак над звонком привинчен.
- Иди, Миша! – скомандовал Резаков. – Я в машине подожду.
        Едва Лишнев тронул кнопку звонка, как ворота поехали в сторону. В образовавшемся прогале встал охранник с автоматом в правой руке и прибором для экспресс-обыска – в левой.
        - Я тоже только что подъехала, - проговорила за спиной Лишнева давешняя покупательница и сообщила охраннику: – Мы по объявлению, с картиной.
        Охранник ощупал их бесконтактным способом и дёрнул шеей, давая. тем самым, добро на вход. Они вошли. Ворота за ними закрылись. Вглубь территории вела оригинальная аллея из кадок с самшитовыми деревцами, остриженными "под шар". Пока Лишнев разглядывал деревца, блондинка вынула у него из рук картину, сунула деньги и направилась к особняку со стенами из зеркального стекла. Лишнев не успел разжать пальцы, поэтому деньги упали в кадку на отформованный гравий. С купюр доброжелательно глядели на него холёные германские гении.
        - Подберите деньги – и на выход! – охранник качнул головой в сторону стены.
        Прилетела природой коронованная птица удод, сбросила две капли: одну – на банкнотный портрет Гёте, другую – на дуло автомата. Охранник хотел устранить загрязнение самшитовой листвой, но ничего из этого не получилось: листья оказались слишком мелкими и жёсткими - он только пальцы перепачкал; пришлось отойти, чтобы привести в порядок себя и оружие. Лишнев подобрал деньги, оторвал кусочек от ветхой подкладки брючного кармана, вытер лицо Гёте, полюбовался розовыми, как мякоть арбуза, облаками и пошёл к выходу. Ворота не открылись, но в будочке, пристроенной к стене, дверь была распахнута настежь. "Это и есть выход, - подумал Лишнев, - а ворота, наверное, используют только для входа". Когда он вошел в будочку, из пазов выползли двери и сомкнулись. Стало темно. И хоть никакого движения не ощущалось, он почему-то знал, что перемещение происходит, только непонятно, как: вниз, вверх или куда-нибудь вкось.
        "Сверхскоростной двигатель всегда незаметно работает", - умничал Лишнев.
        Его размышления перебил поющий женский голос. Он до того был сладкий, что тягостные факты прошлого, постоянно мучившие его, теперь исчезли из головы. Он вмиг забыл, как работал оформителем на мыловаренном заводе, как мучился от нестерпимых запахов и как, в конце концов, его с позором оттуда уволили по жалобе первой жены Валентины. Он забыл, как его оскорбляли жёны и справедливо обвиняли – в своих бедах. В общем, всё плохое в один момент отслоилось от его памяти и растворились в чудном пении. Лишнев одно лишь теперь помнил: свою большую картину.
        ...Он всё приготовил, чтобы загрунтовать тридцать кусочков картона под незабудки, как вдруг, ни с того, ни с сего, взял большой холст, предназначенный Саней для новой энергетической композиции, и закрепил его на мольберте. Пока он возился, в открытую форточку втянуло, должно быть, сквозняком клочок тумана, похожий по форме на худенького интеллигента с нестрижеными волосами. Сам не зная, зачем, Лишнев его написал в верхней части холста. А рядом сделал такую красивую рыженькую луну, что положил палитру и пошёл согреть чайник. Попив чайку, он изобразил иву, у которой концы веток плавают в маслянисто-золотой от лунного освещения воде. Поперёк всей реки он написал насыщенную лунную дорожку, а за рекой наметил огоньки в окошечках. Вышло симпатично. Взбодрённый результатом, Лишнев принялся писать на переднем плане густую травку и пустил по ней бегать троих детишек с крылышками, как у гусят. Едва поспевая за своей разгулявшейся рукой, он смело, будто сам Тициан, набросал фигуру мужчины в бордовом бархатном кафтане. Получился красивый древнерусский витязь. Его куда-то подталкивали крылатые пацанчики. Он ещё не знал, что вот-вот увидит русалку. Лишнев радостно улыбался: он чувствовал, что у них всё будет изумительно. А русалка получилась эффектная. Особенно вьющиеся кудри. Хвост тоже здорово смотрелся: чешуйки сверкали, поштучно отражая лунный свет.
        … Русалка лежала на иве и пела. Лишнев не сразу осознал, что теперь видит поющую. В щёку ткнулись холодненькие листья, зашевелилась под ногами трава.
        Русалка рассмеялась, свесила с ветки влажную руку и погладила его по свалявшимся волосам.
        - Витязь! Иди! – крикнула она.
        - Иду! – отозвался чудный баритон.
        Бесшумно ступая вишнёвыми сафьянцами, в поле зрения Лишнева вошёл мужчина в бордовом бархате и повалился на колени.
        - Творец! Благодетель! Отец родимый! – восклицал он, прикладываясь сочными губами к ботинкам Лишнева.
        - Вштаньте, ну фто вы, вштаньте, - умолял Лишнев, поджимая пальцы на немытых с утра ногах.
        - Да не смущай ты дорогого папашу своими допотопными манерами! – воскликнула русалка. – А ну, дети, покатайте гостюшку по небушку!
        Крылатые малютки облепили его, принялись целовать, обнимать, тормошить. В лицо дул ветерок, рукава и брючины трепетали, как флаги. Лишнев понял, что он уже в воздухе. Там было хорошо – и физически, и в смысле душевного состояния. Лёгонькие вихри массировали его неухоженное тело, воздушные потоки ласкали кожу, лунные излучения проникали внутрь, побуждая сердце биться в ритме вальса. Лишнев жадно рассматривал облачные тончайшие вуали, плывшие вровень с ним, пользуясь возможностью увидеть на таком близком расстоянии мазок кисти небесной.
        - Купайся в эфире, Мишенька, омолаживайся, наслаждайся! - заговорила летящая рядом туманность. - И позволь представиться: я – Серенький. В хорошем смысле слова. Моё имя выражает личную тональность.
        Серенький взмахнул полупрозрачными руками, и на Лишнева пахнуло невообразимо приятным ветром. Он ощутил стопроцентную бодрость, доселе ему не знакомую. Благодаря прекраснейшему физическому состоянию, ему ничего не стоило преодолеть все ярусы облаков.
        Малыши туда не полетели.
        - Детки ждут тебя в нижних слоях. Маленьким не полезно порхать возле луны, - пояснил Серенький.
       Луна, действительно, приблизилась почти вплотную. Что-то человеческое ощущалось в её приветливом мерцании, да и речь была человеческой. Она внятно произнесла:
        - Лишнев, какой ты славный! Ты не представляешь, как согрела меня твоя наивная охра! Запомни, я никогда ничего плохого тебе не сделаю.
        - Снижайся, милый, - Серенький явно встревожился. – Ты слишком высоко взлетел.
        Техникой самостоятельного полёта Лишнев уже овладел. Это было как плавание, только полувертикальное.
        Снижались за рекой, где, оказывается, располагался город – хоть и маленький, но великолепный, с башнями, настолько высокими, что их вершины уходили в нерезкость. Центральную площадь обрамляли оригинальнейшие особняки; края изысканно выгнутых крыш венчали фарфоровые скульптуры, а посередине были высажены в виде узоров цветы. Лишнев постепенно разглядел, что это не узоры, а слова. А когда опустился поближе, прочитал эти цветочные надписи: "Слава Лишневу!", "Да здравствует Лишнев!", "Лишнев, Ты наш Творец!", "Лишнев, Ты наш святой!"
        Жестом стыда и отчаянья, бессознательно позаимствованным из альбома академической живописи, он прикрыл глаза руками.
        - Открой глаза, скорректируй полёт и посмотри, пожалуйста, вниз, - прошептал Серенький.
        Центральная площадь наполнялась людьми. Они запрокидывали навстречу Лишневу тонкие, выразительные лица. А какие потрясающие были одежды, особенно на женщинах! Платье, будто бы сотканное из струй водопада, облегало точёную фигурку шатенки; высокую чернокудрую даму одело собою словно бы само закатное небо. Но прекрасней всех выглядела блондинка в сверкающей, как зимнее поле, накидке. Руки эталонной формы не давали ему коснуться земли, вернее, шикарных изразцовых плиточек "под перламутр", которыми была вымощена площадь.
        Девушка в пелерине из гроздьев розовой сирени, встав на цыпочки, благоговейно целовала обтрёпанный край его брючины.
        Вся площадь пела:
Художник великий, отец наш родимый!
        Ты создал для нас комфортабельный мир.
        Да здравствует Лишнев, творец многочтимый!
        Да здравствует Лишнев, отец и кумир!
        Дал ты нам экологию,
        Чистую и красивую,
        Дал нам коттеджи, одел нас к лицу!
        Дал ты нам ты нам вдохновение,
        Сделал ты нас счастливыми!
        Дал ты нам всё, слава, слава Творцу!
        - Фто вы? Я не штроил коттеджи…и фто я мог вам дать? Я шобштвенным шыновьям крошовки не в шоштоянии купить! – в великом смущении восклицал Лишнев, но его не слушали и продолжали петь:
        Твой гений нас вёл от победы к победе,
        Физический мир мы во всем превзошли!
        Нам лунным сияньем душа твоя светит,
        Мы славить тебя, наш Создатель, пришли!
        Нащупав восходящий поток, Лишнев заторопился ввысь. Вслед ему полетели букеты. Подхваченные тем же воздушным потоком, что и он, цветы нежно приникли к его лицу. Лишнев так растрогался, что заплакал. Слёзы падали прямо в широкую вазу, которую поспешно вынесли на площадь четверо мужчин, одетых в бархат и парчу, как у Тициана.
        Когда Лишнев приземлился под ивой, его там ждали с обедом. Каждое блюдо было, по меньшей мере, в двух видах: в натуральном, ласкающем зрение, и в протёртом, рассчитанном на его беззубие. Пока он с лёгкостью жевал телячью котлету, пред ним на вертеле поворачивался лоснящийся бык, а когда подали апельсиновый сок – в воздухе появилась веточка флёр-д-оранжа. "Хороший сюжет для миниатюры, - мелькнуло у Лишнева в голове. – Жалко, что в Сабочаево-Чертанске апельсины не цветут".
        Витязь подкладывал гостю то серединку молодой стерляди, то ложку пышно взбитой каши. Русалка пела застольную песню, аккомпанируя себе на крупной кубинской ракушке.
        - Отец, - заговорил витязь, утираясь старинными шелками, - ты сказал заречным жителям, что коттеджи ихние не тобою созданы. Да. Ты изображал избушки, а если дословной правде следовать – то всего лишь окошечное освещение. Но эта твоя золотистенькая подсветочка настолько оказалась полезная, что в заречной деревеньке народились одни умники. И старательные какие! Жизнь устроили себе культурную, красивую. Ты видел. А избушки перенесли на зады: там у них этнографическая зона. И мне с русалкой и малышнёй ты дивную жизнь организовал! У нас и любовь, и веселие, и благосостояние: чего захотим, то сразу и получаем. А всё ты, душа твоя щедрая! br        Витязь вскочил, оттолкнул своё золотое с цветными камнями кресло и так низко поклонился Лишневу, что в сканных узорах его перстней застряли травинки.
        - Перестань! – крикнула русалка. – Малыши! Подавайте десерт!
        Дети водрузили прямо в воздухе, на удобном для Лишнева уровне, фруктовый торт. Он ел такой же однажды в детстве. Мама нашла в парке кошелёк с деньгами: на них и купила торт. Лишнев помнил неповторимый вкус влажно-блестящих фруктов и ягодного желе.
        - Ты, поди, считаешь, что спишь и сон видишь? - Витязь подложил Лишневу персик с верхушки торта и принялся обирать с перстней травинки.
        - Вижу шладкий шон, - согласился Лишнев.
        Персик был необычайно сладок.
        Витязь покачал головой:
        – Ты не спишь. Ты пребываешь на собственном плане, у себя в картине. Мы подсуетились маленечко, чтоб и ты хорошей жизни отведал. Сейчас Серенький всё тебе пояснит. А то я не больно речистый.
        Лишнев заметил, что над ним завис Серенький. Его лицо впервые обозначилось чётко: крупный восточный нос, мягкие губы, весёлые глаза; на голове беретик, украшенный брошечкой в виде мхатовской чайки.
        - Мишенька, - проворковал Серенький, - располагайся поудобнее.
        Прилетели детки с мягкими подушками, на которых были вышиты гладью орхидеи.
        Лишнев деликатно тронул мизинцем маленькое бордовое жерло в целом розового цветка:
        - Мои шамые любимые!
        Орхидеи на подушках были копия тех, что он однажды увидел в окне сабочаевского салона цветов и приусадебного инвентаря. Между секаторами, тяпками и ведёрками выглядывали то ли цветы, то ли маленькие человеческие лица, красотою равные цветам. Именно с них Лишнев написал свою первую миниатюру. Но орхидеи не глянулись сабочаевцам - ни живые, ни картиночные. Пришлось перейти на незабудки. Они Лишневу тоже нравились, но не до такой степени.
        Крылатые дети старательно подтыкали ему под бока подушки. Он погладил одного между крылышками, и тот поднял к нему улыбающееся личико. Лишнев ахнул: Володенька! Один в один! Только Володенька никогда ему не улыбался. Что ж, не удивительно: Тома, мама его, за гроши удлиняющая и укорачивающая соседкам юбки, не скрывала от ребёнка, что отец их не обеспечивает.        Домой! Лишнева будто ножом пырнули. Из последних сил он пролепетал:
        - А можно ждешь оштатьшя?
        - Увы..., - Серенький вздохнул и заметно подтаял по краям. - Лимиты исчерпаны. Наше обиталище того и гляди прорвётся. И тогда, ты, Мишенька, сгинешь в незаселённой пустоте, да и мы не уцелеем...
        - Никогда мы не свидимся более! – запереживал Витязь. – Как вернёшься, Клапан сразу сгорит от перегрузки...
        - Хватит хныкать, мужики! Чему быть, того не изменить! – вскричала русалка. – Выпьем-ка лучше на посошок Небесного шампанского!
        У каждого в руке очутился тончайший бокал, а в нём – небесно-голубое шампанское искрился многоцветными вспышками напиток небесной голубизны. Выпили все, даже малыши, а когда чокались – получилась грустная музыка. В тот же момент из-за реки донёсся столь же грустный многобокальный звон.
        - Заречные прощаются, - вздохнул Витязь.
        Шампанское подействовало. Лишнев развеселился. Он так смеялся, что из глаз потекли слёзы. Дети бросились вытирать ему лицо душистыми платочками. А когда он открыл глаза, вокруг оказалось темно. Впрочем, темнота почти сразу же растворилась в оранжевом свете майского предвечерья. Охранник уходил куда-то вбок. Нашкодивший удод снялся с шарообразной самшитовой кроны и полетел вслед за охранником.
        Ворота были открыты. Бурчал мотор такси.
        - С утра двинем на вещевой! – объявил Саня, забирая у Лишнева деньги. – Всё тебе купим. Начнём с майки. На твою стыдно смотреть, особенно надпись хороша: "Пацаны, я рокер!"
        - Тома в шеконд хэнде купила…
        - Удачная покупка: дёшево, но с шармом! – фыркнул Резаков и добавил разнежено:
        - А хорошо, что я с утра свининку запёк. Чувствовал: будем ликовать! Ну, Мишаня, как там, у богачей? – полюбопытствовал он.
        - Прошто офиш, - промямлил Лишнев.
        - Да ты нигде там не был! – вмешался таксист.
        Он вывернул стекло дверцы и нервно сплюнул на колесо едущей рядом иномарки.
        - Сменщик туда пассажира завозил. Всё, говорит, у них есть: и дача, и кляча, и тачки, и фигачки. Такую территорию отхапали, твари! Ничего... всё одно - хреново кончат! Вон, какую крепость навели, да от судьбы не укроешься!
        …Над стеной меж еловых веток суетились удоды, а выше, на уютном охристом небе, несмотря на присутствие солнца, уже намечалась луна. Её сопровождал Серенький. Он что-то держал в руках, а потом бросил вниз, и тут же небесные энергии растащили его на клочки. Маленький тёмный предмет, им брошенный, на миг скрылся за памятником Герою-Труженику, вернее за букетом из множества инструментов, который он прижимал к груди.
        Когда такси обогнуло монумент, в окно влетел чёрный бумажник и шлёпнулся Лишневу на ногу.
        - Ух, ты! – заорал таксист. – Менты за ханыгою гонятся!
        Отвлечённый уличным событием, таксист не заметил бумажника. Но Резаков заметил.
        - Наверно, тот ханыга бросил! От улик избавлялся...- шепнул он Лишневу, поднимая бумажник и пряча его в потайной карман своей куртки.
        Лишнев кивнул: что ж, пусть будет ханыга...
        В мастерской Резаков распотрошил столь нежданно обретённый бумажник. В нём оказалась приличная сумма денег и визитная карточка зубного техника.
        - Завтра, Мишаня, пойдёшь делать зубы, распорядился Резаков. - Здесь как раз хватит.
        В четыре руки они почистили и пожарили картошку, разогрели в духовке мясо, наполнили стопочки Саниной настойкой на полезных травках. Радостно поужинали.
        По стенам полыхали мощные резаковские лучи, а белые храмы на щедро положенной берлинской лазури наглядно воплощали понятие духовной чистоты.

       * * *

        Стрезикозин был раздражён: его офис сделали непригодным для пребывания. Ковролин затоптали, во всех углах набросали обёрточную бумагу, навоняли непросохшими красками. А как расшумелись! Стрезикозин и не представлял себе, что в Сабочаево-Чертанске столько живописцев.
        - Почему вы не берёте мою композицию? – басил жирный бородач. - Тут же всё, как у вас в объявлении! Поглядите, какое бесподобное качество! Я классический русский реалист! Одна моя лунная дорожка на тыщу баксов потянет! А русалка какая шикарная! Она ж с натуры писана!
        - Как это? – поднял брови Стрезикозин.
        - А так! – огрызнулся художник. – Женская часть – с супруги моей, а хвостовая – с карпа. Специально брал в отделе живой рыбы!
        - Нет, - отрезал Аверкий Кириллович.
        - Ну почему, почему? - бесился художник. С досады он ткнул углом рамы в свежеокрашенную стену.
        Стрезикозин поморщился. Он открыл было рот, чтобы прикрикнуть на вандала, но его уже затолкал в противоположный угол долговязый альбинос с горящими розовыми глазами.
        - Берите! – хрипло выкрикнул он. – Берите отечественный эротизм!
        Стрезикозин посмотрел и увидел карикатуру на своё видение: щуплый парень в свекольно-красном пальто опасливо трогал большущий свекольный же зад брюнетки. К её неэстетичным грудям пристроились два хилых мальчугана с пучками вороньих перьев на костлявых лопатках. Из ядовито-зелёной травы торчал рыбий хвост. Вокруг этой группы, задирая ноги на одинаковую высоту, плясали голые коренастые бабёнки.
        - Это что, варьете? – съязвил Стрезикозин.
        - Буржуй бездуховный! Тварь американская! – завизжал художник и, закатив глаза, принялся выпускать изо рта вспененные слюни.
        - Не обращайте внимания на этого мракобеса, он притворяется, - пред Стрезикозиным появился толстый, аккуратно причёсанный шатен. – Они все ремесленники. Я здесь единственный профессионал. Я создал модерн-версию на вашу тему. Название, знаете, какое?
        - Не знаю, - буркнул Стрезикозин.
        - "Концептуальная ночь". Тут, как видите, букет техник: коллаж, оригами, а изюминка всего – сама чернота, из которой в мозгу рождаются какие хотите образы.
        - Это ж просто мятая черная бумага! – возмутился Стрезикозин. - Вы что, за идиота меня принимаете? Забирайте свой мусор – и до свидания! Это всех касается!
        Он распахнул дверь и чуть не сбил с ног Галину Петровну, которая как раз вносила картину Лишнева. В кремовом бизнес-костюме она выглядела, как дочь богача, посещающая службу лишь затем, чтобы все восхищались её способностями. Сквозняк всколыхнул легкие волосы. Открылся безупречный овал лица и розовые полупрозрачные ушки. Стрезикозин взглянул и понял: пред ним единственный вариант женской красоты, пробуждающий в нём и умиление, и страсть.
        На картину он даже не взглянул.

        * * *

        Прошёл год.
        Стрезикозин и Омутянская жили теперь вместе. И до того полюбилась Аверкию Кирилловичу Галина Петровна, что он взял и осуществил почти все её мечты. Правда, "Роллс-Ройсов" он ей не приобрёл, чтоб гусей не дразнить, да и дорого, но "Мерседесы" – чёрный и белый – она получила. И галерею получила. Ей для этого Стрезикозин заказал европристройку. к стене со стороны Площади Политического просвещения. Здесь выставлялись только произведения Михаила Лишнева и только на тему Большой картины.
        Причина, по которой Омутянская избрала именно этот арт-объект, была ей самой не до конца понятна. Правда, с Большой картины началось её личное и профессиональное счастье. Но одного этого сентиментального соображения было б недостаточно: дело есть дело, и ей, специалисту по блистательному Карлу Брюллову, не могла импонировать безвкусная самодеятельная мазня. Но происходило нечто паранормальное: Большая картина почти физически втягивала её в себя, а примитивный рыжий свет в лишневских избушках побуждал её капризные губы растягиваться в умильной улыбке. С тех пор, как внутренний голос привёл в порядок её жизнь, Галина Петровна стала считаться с паранормальными вещами. Отбросив здравый смысл, она сделала ставку Лишнева.
        Залы драпировал чёрный бархат. На его фоне, при соответствующей подсветке, картины казались окнами, раскрытыми в беззаботную сказочную жизнь.
        …В листве ивы возлежали витязь и русалка, а крылатые детишки украшали кувшинками его голову и её хвост.
        Сюжет этой новой вариации Большой картины придумала сама Омутянская. И не ошиблась. Картину быстро приобрели, несмотря на вопиющую безвкусицу. Следующую работу Лишнева купили в пару к первой. На ней все жители Большой картины играли в жмурки; Серенький повязал шарфик на лик луны, чтоб и она приобщилась к забаве.
        …Потренькивая тоненькими браслетами с магической символикой из арсенала Симоны, Галина Петровна разъясняла состоятельным сабочаевцам, что без картины из её галереи их быт лишен престижности. Омутянскую слушали благосклонно, потому что она была и шикарная, и культурная женщина: таких в Сабочаево-Чертанске давно не видели.
        На открытие галереи Галина Петровна, по недомыслию, пригласила подруг и маму. Подруга Лера, школьная учительница рисования, которую Омутянская, работая у Богатенького, одела с ног до головы, ляпнула при всех:
       - Как ты ещё, Галка, гуашь от масла отличаешь после поломойной поденщины?
       А подруга юности, Зинок, сожительница алкаша с Мыловарки, воскликнула и, конечно, при всех:
       - Умеешь ты, Омутянская, мужиков потрошить!
       Мама тоже не преминула публично бросить в неё камень:
       - Здесь богато, но я не вижу искусства! – громогласно заявила она.
       "Какой эксперт нашёлся! - про себя огрызнулась Галина Петровна. – А то я сама не понимаю!"
       От этих неприятностей Омутянскую отвлёк шестилетний мальчик из культурного семейства, которое и сюда явилось в полном составе (у них не было приглашения, но они так просили, что она велела их пропустить). Не отрывая восторженных глаз от её колье, составленного из серебряных резвящихся русалок, мальчик звонко произнес:
       - Дорогая госпожа галеристка! Вся наша интеллигентная семья благодарит вас за дивную выставку неомифологической живописи!
       Галина Петровна нежно прижала мальчика к бедру, задрапированному льющимся шифоном.
       - Пойдешь ко мне работать, когда подрастёшь? – шепнула она ему на ушко.
       - Да! – воскликнул мальчик и побежал к своим.
       На последующие презентации Омутянская никого не приглашала, кроме этого семейства, потенциальных покупателей и представителей СМИ. Мальчик каждый раз получал от неё дорогой шоколадный набор и альбом по искусству.
       Стрезикозину теперь вполне хватало душевных радостей и художественных впечатлений, чтобы заполнять краткие передышки в работе.
       Богатенький, предоставивший галерее Омутянской крышу на щадящих условиях, худо-бедно сделал на этой галерее и на "Стрелунах" крутейшую виллу на Кипре. Туда он пока послал Симону врачевать отдыхающих россиян. Симона уехала вместе с визажистом: они расписались. Оба остались довольны и природой, и условиями проживания, и заработками.
       Саня Резаков тоже был доволен. Он легко расстался с духовно-энергетическим творчеством и помогал Мише: Омутянская платила щедро.
       Внешность Лишнева привели в порядок. Волосы столь обильно напитали бальзамами, что они обрели блеск и здорово закурчавились. Бородку убрали. Между прочим, обнаружился приятный подбородок. Существенную роль в облике Лишнева сыграли новые зубы из швейцарских материалов. Галина Петровна уделяла внимание и одежде своего художника: его костюмы были в меру классичны, в меру артистичны. Она сама придумала для него галстуки, на коих геометрические узоры дублировались бисерным шитьем. Эту скрупулёзную работу выполняла Тамара, бывшая третья жена Лишнева. Она же обшивала теперь маму Омутянской. Обе были на седьмом небе. Тамара – потому что хорошо зарабатывала, мама – потому что ненавидела "магазинский стандарт". Для двух других бывших лишневских жён тоже нашлась выгодная, подходящая к их характерам работа. Первую Валентину, серьёзную и на вид не из пикантных, взяли к Стрезикозину секретарем. Вторую Валентину – с нестандартным голосом и загадочной улыбкой – посадили в оккультном офисе вместо уехавшей Симоны.
       В здании галереи у Лишнева была шикарная мастерская и жилые апартаменты: спальня, гостиная, столовая, спорткомната и кухня. Всё это обустраивали бывшие жены. Они здорово смягчились от небывалого достатка. Запрет на общение с сыновьями был полностью снят. Они стали ходить к отцу каждый день. Лишнев давал им деньги, и старший сын, Миша, шёл за мороженым, жвачками и пепси-колой. Потом сыновья лакомились и шептались, настороженно поглядывая на Лишнева. Он не умел с ними общаться. В той части души, где прежде была боль от разлуки с детьми, образовалась пустота. А пустота заполнилась тоской. Он тосковал по другой семье, той, что осталась в Большой картине. Роскошная жизнь его не радовала, как чужая мебель, которой без спросу загромоздили жильё. И когда благополучие рухнуло, он не огорчился. Только жалко было Богатенького, которого застрелили прямо в лоб.
       В день убийства Богатенького сожгли особняк Стрезикозина вместе с галереей Омутянской.
       Когда приехали поджигатели, Лишнев стоял в экспозиционном зале и выбирал место для новой работы, которую только что принёс из мастерской. Картина получилась невесёлая: последнее время ему было особенно тоскливо.
       …В избушках за рекой не горит свет. Луна переместилась за иву и сквозь осеннюю голую крону выглядит, как разбитая тарелка. Лунная дорожка - неприятная, прерывистая. Русалка, витязь, дети едва различимы в полутьме. Серенький закрыл лицо руками.
       "Зачем я такую скучную картину написал? - упрекал себя Лишнев. - Её никто не купит. Я подвёл Галину Петровну…"
       Не успели поджигатели выйти из автомобилей, как охрана – два десантника с автоматами – разбежалась. Лишнева ударили в подбородок и выбросили из окна. Он немножко полежал в прохладной лебеде и пошёл домой. Он нормально себя чувствовал, только швейцарских зубов у него больше не было.
       Стрезикозин и Омутянская срочно улетели к Симоне на Кипр. Они уговаривали Лишнева полететь с ними, но он отказался, а почему – и сам толком не знал.
Hosted by uCoz