|
Литклуб |
АННА МАСС
ТАЕЖНЫЙ ЭТЮД
"Надо всячески избегать непрерывного давления на
психику,необходимо "отпускать"
человека, как отпускают сталь,
чтобы не сделать ее слишком хрупкой.Так,
надо "отпускать" женщин, постоянное психическое давление забот на которых
ведет к истеричности и поступкам низкого
морального уровня".
Иван Ефремов "Лезвие бритвы".
В горах иное понятие о расстоянии.Какие-нибудь сорок метров подъема даются тяжелее нескольких километров ровной дороги.О, этот микромир напряженных шагов по крутому склону, когда ты уже совершаешь труд, но это еще не работа, а только "подход" к ней.Сейчас еще я могу обойти наиболее крутой участок зигзакми, облегчив себе путь, а когда начнется работа, надо будет идти так, как диктует профиль.Сейчас еще магнитометр у Сашки, моего напарника, и я могу позволить себе поскользнуться на осыпи и съехать вниз на животе, а потом, цепляясь обеими руками за корни, вползти обратно.Но вот идущий впереди Сашка останавливается у начала профиля и передает мне магнитометр.Я устанавливаю треногу над первым пикетом и беру первый отсчет.
Профиль тянется за километр.Когда я ставлю, вернее, ввинчиваю, ногу в мелкую сыпучую гальку, подтягиваю другую(а в руках дорогостоящий прибор, который должен постоянно быть в вертикальном положении), когда, едва сохраняя равновесие и стараясь не смотреть вниз, чтобы не закружилась голова, и вверх, чтобы не пасть духом при виде крутизны, на которую мне еще лезть и лезть, балансирую на каком-нибудь выступе, в голове моей возникает трезвая мысль : на кой мне все это надо?Мать двоих детей, тридцать восемь лет, член Союза писателей карабкается куда-то вверх с тихим матом сквозь зубы, останавливается через каждые несколько шагов, приникает глазом к объективу, крутит какие-то винты, диктует студенту какие-то цифры, которые ни на черта ей не нужны.Солнце палит ее тронутую сединой(крашенную) голову, комары вьются над ней тучей и кусают во что ни попадя... Ну, ладно бы, сопки не такие крутые, или там бурный роман на склоне лет.А то ведь нет! Так ради чего же?!
Это из меня выплавляется городской жирок, физическая растренированность, тяготение к телесной праздности как к отдыху от городской нервотрепки.Сойдет сто потов, тело станет сухим, легким и послушным, дыхание глубоким и спокойным, и я уже не стану задавать себе этого вопроса.
Напарнику моему, или как здесь принято говорить, "маршрутной паре", Сашке, двадцать три года.Он отслужил в армии, сейчас учится в МГРИ.Это его студенческая практика. Когда каждый день с утра до вечера ходишь вдвоем по тайге, важно, как минимум, чтобы партнер был не тупой, не угрюмый, хорошо ориентировался(я ориентируюсь плохо), брал не себя физически тяжелую часть работы.Всем этим качествам Сашка отвечает.Плюс к этому - он хорош собой, у него иронически-филоссофский склад ума и интерес к поэзии.Отношения у нас подчеркнуто-дружеские, даже доверительные.Да и как иначе, если ему приходится порой за руку втаскивать меня в гору и приносить из ручья воду в консервной банке, когда я валяюсь на вершине с высунутым языком.И благородно никому об этом не рассказывать в отряде.
Конечно, флюиды так и рвутся с поводков, несмотря на разницу в возрасте.Она тут не очень и чувствуется.Сашка - не мальчик, а ко мне как-то вдруг вернулись ощущения молодости.Ничто не помешало бы нам(кроме, разв что комаров), отбросить условности и предаться тому, что с некоторых пор упрямо входит в язык под пошлым названием "заниматься любовью".Но это нравственно осложнило бы гармонию наших отношений.Сашка влюблен в свою девушку, которая ждет его в Москве, а я люблю своего мужа, который, заметив, что я впала в хандру от кромешных домашних забот, не просто отпустил, но настоял на этой поездке, сам устроил меня на полевой сезон в геологическую экспедицию на должность оператора-геофизика, взяв на себя заботу о детях и моих стариках-родителях.С моей стороны было бы просто свинством отблагодарить его подобным образом.
...Устанавливаю уровень - воздушный пузырек, плавающий в капсуле с водой, открываю рычажок прибора, заглядываю в окуляр.Там шкала с делениями, и по этой шкале нужно взять отсчет с точностью по одной десятой.Диктую: "двадцать три и пять"... Закрываю рычажок, поднимаю на плечо прибор и - вверх, до следующего пикета.Двадцать три и один... Двадцать один и девять... Потом, на графике, этот наш путь будет нами же изображен в виде плавно-угловатой кривой, похожей на электрокардиограмму, и только я буду знать, какой пот пролит за каждую точку.
Наконец-то вершина.Несколько метров по плоской поверхности, а потом начинается спуск, не легче, чем подъем.Тут приходится продираться через проволочные заросли карликовой березы, через сырые, скользкие стволы лиственниц, лежащих вкривь и вкось друг на друге.Ботинки хлюпают в болотистом рыжем лишайнике.Комары зверствуют.Мучит жажда, но фляжки давно пусты.Иногда идущему впереди Сашке приходится подолгу искать пикет, ушедший чуть ли не целиком в болото или спрятавшийся в кустарнике.
  Но вот мы в самом низу, в распадке.Здесь еще лежит снег.Поразительно - снег в тридцатиградусную жару!Где-то звенит ручей. Мы еще издали, на спуске, слышим его прохладное журчание, похожее на мелодию неприхотливой песенки.Мы ищем его по звуку и не сразу находим - он прячется под толстыми стланиковыми ветками.Сашка откладывает журнал, я отставляю в сторону прибор.Мы идем, проваливаясь ботинками в снежный наст, раздвигаем ветки.
Вот он, бежит по камешкам с уступчика на уступчик, сверкая веселыми брызгами.Мы ложимся на пружинистые ветки, и он принимает нас в свой дивный, тенистый прохладный мирок.Мы погружаем лица в ледяную воду и долго пьем, не в силах оторваться, умываемся, смачиваем волосы, шеи, руки, наполняем фляжки... Через два года в издательстве "Советский писатель" будет опубликована моя повесть "Лотос-4".Там будет описан и этот ручей, и наши с Сашкой маршруты, и какой-то придуманный таежный роман, но в жизни без всякого романа было куда колоритнее и острее по ощущениям.
...Новый подъем по узенькой вырубке-профилю.Рыжий лишайник и проволочные переплетения березы сменяются галькой, потом курумником - плоскими, как тарелки, крупными слоистыми камнями.Тренога на них скользит или застревает в щелях.Снова пот льет ручьями, комары липнут, и нет возможности согнать их - руки заняты.Накомарник мой у Сашки, потому что, когда работаешь с магнитометром, нельзя иметь при себе ничего металлического, а у накомарника полы шляпы надеты на металлический обод.Еще шаг вверх, еще шаг...
Впереди маячит обтесанная на конце вешка - конец профиля. Последний замер на последнем пикете - и мы садимся на горячие камни.Медленно выравнивается дыхание.Сердце перестает стучать в горле и возвращается на свое место.Ветер отгоняет кровососов.И я вижу: горячий воздух струится над камнями.Нежным фосфорическим светом голубеет сухой ягель.Нет, он, скорее, зеленовато-бирюзовый, хрупкий.Сожмешь в ладони или наступишь - рассыпается в труху.На этом нежном курчавом ковре контрастной сочной зеленью выделяются мохнатые кедровые лапы с бархатными бордовыми шишками, глянцево темнеют кустики брусники с ярко красными, еще незрелыми ягодами. Вокруг разбросаны остовы древесных стволов и вывороченные, высохшие добела корни, словно изваяния скульптора-абстракциониста. Сопки переходят одна в другую, становясь, чем дальше, тем прозрачнее, нежнее, воздушнее, пока не исчезают в бесконечной дымке.И я уже не задаю себе вопрос - на кой мне это надо.Пусть мне завидуют те, кто не видит этого совершенства таежной, не изувеченной людьми, дикой библейской природы.
Отдохнув, мы переходим на следующий профиль, и все повторяется сначала, только в обратном направлении - от последнего пикета к первому.
В середине дня - обеденый отдых у ручья, возле маленькой палатки-маршрутки. В ней рабочие оставляют на ночь свой инвентарь - топоры, катушки с проводами, теодолит, колышки для пикетов.Перед палаткой - кострище с воткнутой вкось палкой, закопченый чайник, кружки.Сашка разжигает костер.Ягель вспыхивает как бумага, сухие до звонкости сучья и корни тут же занимаются и начинают бездымно потрескивать.Огня почти не видно на ярком солнце.Сашка набирает воды из ручья и вешает чайник на палку.Вынимает из рюкзака буханку хлеба, банку тушенки и банку сгущенки.Через пять минут вода закипает, мы сыплем в нее чай из пачки, кладем тушенку на хлеб, а сгущенку в кружки.Хлеб ноздреватый, с кислинкой, вчера испеченый нашим отрядным пекарем.Мы мажем руки и шеи диметиталатом.В маршруте эта антикомаринная жидкость бесполезна - смывается первым же потом, а на стоянках помогает.Мы неторопливо едим, удобно расположившись, я - на белом, гладком стволе, Сашка - на земле, подстелив свою зеленую куртку с буквами "МИНГЕО" , пьем чай и разговариваем. Нам интересно друг с другом.У нас разный жизненный опыт, но взгляды на многое совпадают. Иногда не совпадают, и мы пускаемся на поиск истины, как лорд Гленарван на поиск капитана Гранта. Манитометр стоит в сторонке, уставясь в небо объективом.Тоже отдыхает.
Третий профиль дается мне обычно легче первых двух, потому что последний, и потому что солнце уже не печет.
Обратный путь занимает примерно, час.Мне почти доставляет удовольствие идти, болтая, налегке(магнитометр у Сашки), перешагивать через валежник, перепрыгивать через ручейки.Словно тайга, забрав у меня мои жалкие силы, влила взамен новые, более качественные.
Сквозь деревья белеют палатки лагеря.Дым от кухонного костра стелется понизу, окутывает подножия стволов белым туманом.Повар, он же и пекарь, Николай, складный, чернобородый, в косынке, повязанной на голове по-пиратски, встречает нас широкой улыбкой и говорит:
- Давайте, садитесь!Борщ сегодня отменный получился!А тебе, Аннушка, я специально пончиков напек.Знаю, ты любишь!
В отряде девять мужчин и три женщины.Кроме меня - Лена, жена начальника отряда, и двадцатипятилетняя Светка, все свободное время строчащая письма своему мужу-археологу в Монголию.Тут принято шутливо считать, что женщины в тайге - не столько для работы, сколько для облагораживания, чтобы мужчины не дичали.Мы здесь - "слабый пол", это подчеркивается и ничуть не обижает.Нам отдают лучшее, не позволяют носить тяжести, берут на себя всю мужскую работу, дарят разные таежные находки, или, вот как сегодня, - пекут пончики, специально для меня!
- Банька сегодня отменная!-говорит Николай.-Горячей воды навалом.Иди, Аннушка, мужики уже напарились, а Лена со Светой еще до них помылись.
Лагерь напоминает деревеньку.На веревках, протянутых между деревьями, сушатся рубахи, портянки, вкладыши от спальных мешков.Возле каждой из пяти палаток сложены аккуратные поленницы.Из тонких коленчатых труб, выведенных наружу через брезентовые крыши, тянутся дымки от топящихся печек.Бродят животные:рыжая лайка Найда, взятая из Охотска и серо-полосатый старый кот Мюллер, которого наш начальник и его жена каждый год берут с собой в поле. Громко вещают по приемнику ничем не заглушаемые "вражеские голоса" - обсуждают недавнее бегство на Запад писателя Владимира Максимова.Рабочие играют в домино и комментируют услышанное в поощрительном для беглеца смысле и с чувством понимания, поскольку все мы, здесь обитающие тоже являемся в некотором смысле беглецами, только мы - на время, а он - насовсем.Вокруг, как в песне поется, тайга, одна тайга, и мы посередине.Раз в две-три недели прилетает вертолет, привозит почту, горючее, продукты, забирает почту, а по всем остальным дням утром и вечером из палатки радиста раздается по рации:
- "Ликер-21", я "Лотос-4", как слышите меня, прием! - единственная связь с тем миром, по которому мы отнюдь не скучаем.
Баня - четырехместная палатка с навесом и бревенчатым настилом - на берегу ручья, метрах в двухстах от лагеря.Перед ней в железной, укрепленной на камнях, бочке кипит над костром вода.Бочка с холодной водой стоит внутри.Тут жарко трещит дровами железная печка, засыпанная раскалеными камнями.У стены - лавка, на ней тазы, ведра, березовые веники.Раздеваюсь под навесом, плещу водой на камни, они шипят, горячий пар блаженно охватывает тело...
Завернувшись в полотенце, выхожу под навес, сажусь на бревнышко.Горбатая сопка на том берегу напоминает громадного медведя.Громко кукует кукушка. Я будто возвращаюсь к самой себе от недавнего задерганного, замотанного существа оттянутыми хозяйственными сумками руками, с тупым слепнущим лошадиным чувством хождения по кругу.Внешне в моей жизни все благополучно:три года жизни за рубежом, в Восточной Германии, где Витя занимался поисками нефти.Теперь он работает в одном из лучших НИИ геофизики.У нас хорошие дети.В издательстве "Детгиз" вышла книжка, и новая рукопись поставлена в план.У нас хорошие дети, по сравнению со многими, жилищные условия - отдельная трехкомнатная квартира, в которой мы живем вместе с моими родителями.Но что-то разладилось в моем душевном хозяйстве в последнее время, расконцентрировалось, утратило равновесие, покрылось тусклым налетом обыденщины.Стал коптить и гаснусть огонек наших с Витей отношений.То ли кризис возраста, то ли всеобщая разочарованность во всем и усталость.
Обычно мы с Витей ложимся в двенадцатом часу ночи, когда, уложив детей, сварив обед на завтра и вымыв посуду, я уже едва держусь на ногах.Но телевизор на кухне гремит до победного - это незыблемый мамин вечерний ритуал.Когда телевизор замолкает, мама, звеня кастрюлькой, приступает к следующему ритуалу - заваривает себе и папе слабительный чай.Папа в кабинете сквозь треск и вой глушилок слушает по транзистору "Би-би-си".Мама окликает папу, и они, кряхтя и плюясь, пьют на кухне свое пойло, после чего мама бесконечно долго моет две чашки и кастрюльку, то и дело роняя их в мойку и чертыхаясь.Потом старики начинают укладываться спать, переговариваясь в коридоре будничными голосами о желудке, суставах, давлении и планах на завтра.Все эти мирные домашние звуки не помешали бы нашему сну, но очень мешают тому, о чем мои родители, по-видимому, давно забыли за ненадобностью.Наконец, все затихает, и мы с Витей тянемся друг к другу.С усилием преодолеваем наслоившиеся за день усталость, раздражение, рутинные мысли, пытаемся отключить слух, забыться... Но тут снова скрипит дверь комнаты родителей, шаркают шаги, зажигается свет в ванной, раздается тихий лязг вынимаемых изо рта и укладываемых в кружку с водой зубных протезов.И уже ничего не хочется, кроме как повернуться к стенке и спать.И кажется, что никогда и не захочется, молодость кончилась, огни погасли.
...Насмотревшись, наслушавшись, надышавшись, постирав бельишко, иду к своей палатке.Рабочие провожают меня глазами.Ветерок чувственности струится вокруг меня как воздух над нагретыми солнцем камнями, накрывает тайной грешной волной.Мне нравятся эти мужики.Мы понимаем друг друга, и это делает наши отношения открытыми и доброжелательными, что отнюдь не отвергает обжигающих эмоций, которые чувствуются даже на расстоянии и говорят о том, что огни ничуть не погасли, им только не хватало тяги.Эти мужики тоже оставили в городе свои заботы и неурядицы, а здесь отмякли, оттаяли, успокоились, поздоровели, отрастили бороды и вписались в окружающее.
В палатке Светка пишет за столом очередной отчет-исповедь мужу.На ее самодельной полочке - стопка писем, блокнот, ветка кедра в высокой жестяной банке.Мы делимся впечатлениями дня, после чего Светка возвращается к письму, а я ложусь на свои нары поверх спального мешка, беру толстую затрепанную книгу, которую мне дал Сашка - фантастический роман Ефремова "Лезвие бритвы", раскрываю на заложенной странице и натыкаюсь на фразу, которую вынесла в эпиграф.И думаю, о том, что эти слова Ивана Гирина, героя романа, я выбила бы золотыми буквами на мраморе. И учредила бы медаль для тех мужчин, которые "отпускают" своих женщин, предохраняя их от истеричности и низких моральных поступков.И в первую очередь я наградила бы этой медалью своего мужа.Что бы мы с ним не говорили о необходимости для меня новых впечатлений, об изучении характеров и тому подобном - это идет вторым, если не третьим, планом.А на первом плане то, что он "отпустил" меня, и таежный ветер развеял мою депрессию и вдохнул в меня дыхание второй молодости.
Краски тускнеют, солнце опускается за сопки.В палатку, как обычно по вечерам, набивается народ.Кто-то растапливает печку, ставит чайник.Гитарист Леша настраивает гитару и мы поем.Про любовь и разлуку, про то, как трещат смолистые поленья под закопченым котелком.Кто-то заваривает и разливает по кружкам чай.Банка сгущенки пущена по кругу.В раскрытые створки заглядывает ночь.В колеблющемся огоньке свечи и сигаретном дыму все лица кажутся мне красивыми выражением задумчивой отрешенности.Наверное, и у меня сейчас такое же выражение.И чувство такое, будто кто-то навел порядок в моей душе, промыл все ее уголки, и теперь там чисто, свежо, пахнет кедровой смолой, костром и брусникой.
Остановлюсь на этой минуте.Осторожно возьму ее за крылышки и спрячу туда, где храню свои лучшие воспоминания.
|