Литклуб

ПИР
(Писатель и Редактор)

КТО ЕСТЬ КТО

За писателя - Абрам Крацер
За редактора - Эдуард Шульман

П р е д л а г а е м ы е    о б с т о я т е л ь с т в а

Первоначальный авторский текст Абрама Крацера

"ОСТАНЕТСЯ НЕ ОСТАНЕТСЯ"

 В воспоминаниях Инны Лиснянской "Хвастунья" или монороман, как его называет автор, напечатанных в журнале "Знамя" №1 и 2 за 2006 год, очень много о поэтах и поэзии, что, впрочем, не удивительно - сама поэт. Но как с поэтом, япознакомился с ней сравнительно недавно. Новые публикации её стихов я читаю с удовольствием в разных толстых журналах. Она пишет и прозу, которую я впервые прочел в "Хвастунье". Книжек её стихов у меня нет. В воё время она была удостоена Солженицевской премии, за тем эту же премию получил поэт Кублановский. Они, наверное, достойны этой премии, но из них я бы отдал предпочтение всё же Инне Лиснянской.
 Долгие годы, до самой его смерти, она была другом и женой Семена Липкина, известного поэта, переводчика, одного из организаторов и авторов альманаха "Метрополь". В знак протеста против разгрома этого альманаха Лиснянская вместе с Липкиным вышли из Союза Советских Писателей... Лиснянская дружила с Лидией Чуковской, общалась с Корнеем Ивановичем Чуковским, с Солженицыным и многими другими. Люди, о которых она вспоминает, обязательно наделены автором характерными черточками, придающими книге свою выпуклость и вкус.
 Я с интересом прочел в "Хвастунье" рассказ об игре Липкина "Останется не останется", которую он придумал, играл всю жизнь, и относился к ней весьма серьёзно. Игра заключалась в том, что он выстраивал по своему усмотрению поэтов двадцатого столетия в соответствующие ряды по принципу останутся ли они в русской поэзии надолго или не останутся. Таких рядов было пять. В первый заносились наиболее выдающиеся, те, которые без сомнения останутся навечно. Был и шестой ряд - кандидаты переходили в третий ряд и даже во второй. Так во второй ряд перешли у него Бродский и Чухонцев, а в третий ряд попал Кублановский. Имена в рядах Липкин приводил по алфавиту.
  Вот первоначальная табель о рангах:  1-й ряд: Ахматова, Блок, Бунин, Мандельштам, Пастернак, Ходасевич, Цветаева.
 2-й ряд: Анненский, Белый, Бродский, Есенин, Заболоцкий, Георгий Иванов, Клюев, Маяковский, Сологуб, Чухонцев, Хармс, Хлебников.
 3-й ряд: (Лиснянская помнит его плохо) Багрицкий, Брюсов, Вячеслав Иванов, Слуцкий, Твардовский, Шенгели, Кублановский.
 Она приводит первоначальный ряд кандидатов : Вознесенский, Евтушенко, Кушнер, Межиров, Петровых, Самойлов, Тарковский, Штейнберг.
 Многие кандидаты впоследствии переходили в более высокие ряды. Незыблемым оставался только первый ряд.
 Липкин выстраивал и ряды поэтов XIX века. Над первым рядом у него возвышаются три гения : Пушкин, Тютчев, Некрасов.
 1 ряд: Баратынский, Батюшков, Державин, Жуковский, Лермонтов, Алексей Толстой.
 2 ряд: Вяземский, Дельвиг, Гнедич, Аполлон Григорьев, Крылов, Полонский, Случевский, Языков.
 Из третьего ряда "Хвстунье" запомнились : Денис Давыдов, Козлов, Кольцов, Никитин, Рылеев, Фофанов...
 Можно с Липкиным соглашаться, можно спорить. Некоторых, весьма известных поэтов XIX веков в этих рядах нет, например, таких как Фет или Асеев и многих других. Возможно, Лиснянская их имена просто забыла.
 Знакомые поэты - их современники, на липкинские ряды реагировали по разному. Одни оскорблялись, другие втягивались в игру, предлагая разные перестановки, но Липкин не соглашался. Хотя сам в конце жизни пересилил Тарковского из кандидатов сразу во второй ряд, а Петровых в третий.
 Мне нравится эта, в общем-то, веселая игра. Я и сам, может быть, довольно поверхностно, в разные периоды своей жизни тасовал своих любимых поэтов, расставлял их по местам, но так или иначе они всегда присутствовали в моей жизни. Эту игру можно продолжать всегда. Появляются новые поэты, существенные коррективы вносит наша история и время.
 Теперь, на склоне лет могу сказать, что независимо от ряда куда относят поэтов их разные почитатели, Поэзия оказала на меня, на всю мою жизнь, ни с чем не сравнимое влияние. Принесла мне не только много радости, но и как-то сформировала мою душу. Мое отношение к жизни, мое её видение. Так уж оно получилось.

П р и в х о д я щ и е    о б с т о я т е л ь с т в а

Отредактированный текст

ОСТАНЕТСЯ НЕ ОСТАНЕТСЯ, ИЛИ ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

 В моноромане "Хвастунья" ("Знамя" №№ 1, 2, 2006) рассказано об игре, которую придумал Семён Израилевич Липкин, выстраивая местных стихотворцев, по своему вкусу и настроению, в некий иерархический ранжир. Вот что запомнила поэт и автор романа - Инна Львовна Лиснянская:

ХХ век

Первый ряд
Ахматова, Блок, Бунин, Мандельштам, Пастернак, Ходасевич, Цветаева.

Второй ряд
Анненский, Белый, Бродский, Есенин, Заболоцкий, Георгий Иванов, Клюев, Маяковский, Сологуб, Чухонцев, Хармс, Хлебников.

Третий ряд(приблизительно

Багрицкий, Брюсов, Вячеслав Иванов, Слуцкий, Твардовский, Шенгели, Кублановский.

Кандидаты

Вознесенский, Евтушенко, Кушнер, Межиров, Петровых, Самойлов, Тарковский, Штейнберг. (В конце жизни Липкин переместил Тарковского из кандидатов во второй ряд, а Петровых - в третий).

XIX век

Три гения

Пушкин, Тютчев, Некрасов.

Первый ряд

Баратынский, Батюшков, Державин, Жуковский, Лермонтов, Алексей Толстой.

Второй ряд

Вяземский, Дельвиг, Гнедич, Аполлон Григорьев, Крылов, Полонский, Случевский, Языков.

Из третьего ряда

Денис Давыдов, Козлов, Кольцов, Никитин, Рылеев, Фофанов...

Можно с Липкиным соглашаться, можно и спорить. Мне нравится эта, скажем, веселая игра. Я и сам в разные периоды своей жизни тасовал любимых поэтов, которые, так или иначе(на энном или N+1 месте) всегда присутствовал вмоей жизни. Предлагаю близким и заочным знакомым - по клубу "Образ и мысль", по сайту "Поэзия.ru" - тем, кто вхож в Интернет, давайте сыграем! Сравним наши списки, споставим вкусы-пристрастия. Кто хочет - подпишется. Кто не хочет - останется анонимом... Поглядим, что получится!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Абрам Крацер
Hosted by uCoz