Литклуб
Александр Седов-Травник


1. К читателю, к слушателю

Преломи понятия через
мироощущение, чтобы
под звенящим взглядом, ощерясь,
пала поражённая Злоба.

Чтобы Жертва после темницы
к солнечному свету привыкла —
обретут конкретные лица
символы Абстрактного Цикла.

2. Начало — рождение возникновение — сотворение

...И пустые ладони наполнит вдруг
pra materia prima.
И — дрожание в пальцах, и жар — испуг,
страх неповторимый!

Разделение света и тьмы так жжёт
и морозит ладони!
Проплыви над пучиной страстей и вод —
и твердь не потонет!

Хватит каждому по путеводной звезде
и доброй планете,
и зелёное чудо взрастит везде
листву и соцветья!

Мягкотелость, членистость, скелет творят
животные дива —
и рука веками за рядом ряд
их лепит лениво...

Вот последний шаг: сотвори, Кумир,
двуногих страдальцев —
и появится новый, нездешний мир
в играющих пальцах!

Как струна, натянувшись, лопнет сейчас —
Лови, проповедник!
Это — в первый раз! Это — в первый раз! —
Дай Бог — не в последний!

3. Связь, элемент, система, управление, структура

Змеёй карабкаться из грязи в князи? —
А может, — прыгать и летать, как птицы?..
В переплетениях случайных связей
детерминированный мир резвится...
Забудь-ка ляжки озорной милашки,
подружки, ласки — мелкой хищной самки! —
Такими шашнями играют в шашки.
Такими ножками проходят в дамки.

Рациональные ходы подскажут
нейроны-триггеры в здоровом теле:
она торопится на рас-про-дажу
и деловые рандеву в постели.

Ей так легко! — Марионетка моды
познанья плод — Добро и Зло — сменяла
на две графы: "приходы" и "расходы".
Тебе-то этого, конечно, мало!

Собой светить пытаясь в темноте, мы
ни силой детства, ни огнём не вырвем
Функциональный Элемент Системы,
весь управляемый субстратным миром!

Уйди от тех, кто рвёт зубами, вздоря
осатанело, чья губа — не дура!
Кристальным стань — увидишь, как в растворе
иная будет возникать Структура!
4. Оболочка, форма

Растворится в памяти листва.
Растворишься в памяти листвы.
Крепкие и хрупкие слова
поживут подольше головы,
их родившей в каменном хлеву
в ночь, когда звезда боялась лить
свет, когда Осла, Волхва, Сову,
Дятла и Младенца свяжет нить

повести — не о самих вещах!
Лучше соскребём пинцетом слов
с них Обложку — Оболочку — Флаг —
Лоск — Одежду — Корочку — Покров...

...Как же, иноземцы, хороши
формы ваших платьев и штанов!
Дайте Форму! Если нет души —
что осталось из первооснов?

Лишь — одеть надежду в чёрный дым?
Лишь — надеть одежду цвета зла? Дозу равнодушия к другим
паковать, как прежде, в "как дела?"?

Обрасти машиной-скорлупой,
дачу свить — дубовое гнездо —
и, забором оградив покой,
самочку добыть и ждать плодов?..

В наше Время, в нашем Месте, сэр,
лучшие из лучших наших книг
не достигли переплётных сфер.
Впрочем, мы обходимся без них.

Голодранцы — вашим не чета —
лучшие из лучших наших, мэм!
Жаль, что Оболочка их проста!
Жаль — Вы не прочтёте их поэм!..

Кто-то братьев мудростью созвал?
Нет. Опять толпа — у продавцов.
Глянь, как загораются глаза,
как преображается лицо

каждого стоящего в толпе,
каждого, кто "материалист"!..
...Ты купил костюм. Идёшь теперь —
и глядишь не на других, а вниз.

5. Размер, величина, количество

Что лучше — больше или меньше? –
Смотря чего, кому, когда...
Измерь-ка инкубатор, птенчик!
Вот социальная среда —

бескрайность городского мира.
Куда ещё сходить с ума?
Пронумерованы квартиры.
Пронумерованы дома.

Вода, тепло и свет для каждой
ячейки поданы — живи!
И, как дрожжей, прибудет граждан
за это вследствие любви.

Составлен из квартир дом-ящик,
район — из ящиков-домов...
Предмет большой, превосходящий
все меньшее вместить готов

в свою утробу. Крематорий
темнеет нишами в стене —
и сотни экземпляров горя
сюда вмещаются вполне

Пойми, что больше значит урна,
чем руки, сердце, голова...
И только всё, что слишком дурно,
не умещается в слова!

6. Звук

Это можно услыхать в пустоте,
забыв удачу.
В темноте, не видя плачущих тел,
услышишь — плачут!

Струн ли пальцами касаясь едва, —
и есть ли руки? —
непонятные бормочут слова
чужой науки...

Это ветер ли в деревьях поёт
и мчится мимо?
Или это бьются бусинки нот
из глаз любимой?

Или море бьёт о скалы волну?
Сирены? Вьюга?
Или лебедь, ухода в вышину,
зовёт подругу?

Или это — Звуки песен без слов
и эхо криков,
дюжин бубнов, сотен колоколов
и тысяч скрипок?..

...Так рождаются все Звуки: в тиши.
Сиди потише.
Ночь. Ни звука. Ни души.
Не дыши - и слушай... Слышишь?..

7. Цвет

Фиолетовый как печаль
и карминный словно любовь
вновь смешались, чтобы начать,
будто может начаться вновь

изумрудное торжество.
Будто серый — невестно-бел.
Будто синий небесный — твой.
Будто бурый не почернел.

А лимонно-солнечный бьёт
в темноту пустого зрачка,
и малиновым был восход,
и оранжевый ждёт закат...

Что такое, скажите, Цвет?
Для чего нам, скажите, он?..
...Славный город был Назарет!
Где-то там был мальчик рождён.

Мы забыли его дела.
Мы забыли дорогу — ту,
что, серея пылью, вела
обесцвеченного к кресту.

"Был ли мальчик-то? — Может, и...?" —
Не простит нам его отец —
и Цвета сойдут как цветы,
и в плодах созреет конец!

А пока — палитрой играй! —
Посылай гонцами Цвета
из Эпохи Злого Добра
за кордоны Леты — лета!..

8. Пространство

Простое ты, Пространство, — Зюйд, Норд.
Спроси — и стрелка скажет, где — что.
Ост, Вест — и вот ландшафт распростёрт
и взят в координат решето...

Поля, леса и реки смотри.
А если вдруг сумеешь посметь —
для ближних и для дальних сотри
границу, за которой — не смерть...

Полёт ли, восхожденье — все ртуть
и банка жестяная поймут —
и в третьем измереньи твой путь
измерят, как бы ни был он крут.

Ты в трёх осях Декарта броди,
играя в переносы осей,
меняя "впереди", "позади"...
Во Времени — гораздо сложней!

9. Время

Это в пульсе бьётся, но — не может назад
возвращаться. Или мы — не можем вернуть,
называя прошлым, глядя на циферблат,
где зверёк в барочной клетке крутит свой путь...
Ангелочки охраняют стрелочный грот.
На вопрос: "Когда?" — звучит ответ: "Никогда". —
И под солнцем тень по кругу тихо бредёт.
И по каплям покидает ёмкость вода.

Чётки-месяцы дрожат на нитке судьбы;
и рука уже устала перебирать
эти шарики из лун ущербно-рябых,
эту цепь, что шестерёнки крутит опять.

Не клонись, шепча, в поклоне, — да удали
с пылью, патиной и медянкой все вензеля.
Размягчается в ладони, как у Дали,
восковое Время — склянка, круг и петля...

Существует это Время — или его
сочинил в испуге предок, чтобы забыть
иллюзорность пальцев, рук, себя самого,
да запутанность того, что мнится как нить?

10. Дорога, направление, вектор, путь
Тянет блуждание слов в лабиринтах ушей,
танец-блуждание глаз в лабиринтах снов... —
"Не насытится... не наполнится..." —
Лей, режь, черти и мости — и будешь готов.

Нить идёт из клубка, где сотни путей
переплелись, и кос завистника глаз.
Не тяни. — Спокойно ступай по ней —
и увидишь: ляжет она, прямясь. —

И назад, сутулясь, пойдут города
и фигуры людей, нырнувших в жильё...
Камни и пятки сотрут подошвы, когда
ничего не останется, кроме неё.

Отрицанье смени на обрывок пут —
и двумя зрачками нащупай цель.
Постепенно нить превратится в Путь —
в твой двуручный меч, вонзившийся в щель

меж землёю и небом. Ударом взгляд
на краю обозримого, точно зонд,
выбьет выход — и жёлоб иглы покат.
Ты — это доза, инъекция в горизонт.

В Азии это зовется Дао да До.
К этой касательной маги чертят круги.
Вверх — из октавы в октаву — от ДО
до ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДОлго звучат шаги.

Полутона темны — ты берёшь тона.
Так получается вера и "Светлый Путь".
Слышишь — "TANATOS" зашептал Сатана?
Чёрный греческий профиль его забудь!

Даже не важно, есть ли цель у Пути.
Да и не страшно, если нет никого,
кто сумел бы и раньше так же идти,
унося с собою своё колдовство.

11. Гибель — исчезновение — разрушение — распад — конец

Даже если в жизни всё — через край —
обжигает жар обожженных сердец,
обнажённых молча, — не забывай:
абсолютно всё имеет конец.

Подготовка к смерти включает в себя
целый ряд упражнений на "Не хочу".
Например: огонь ища и любя,
неподвижным взглядом гаси свечу...

Подними-ка, девочка, томный взгляд!
Эфемерная штука — твоя красота.
Ты пойми, что Смерть-Разрушенье-Распад
для тебя иные раскроют врата!

Подними-ка, мальчик, глаза старичка!
Подмени-ка словечко при ворожбе —
и, меняя перья на облака,
жди, пока не послышится Голос тебе!..

Радикально излечим жизнебоязнь!
Вот и четверо конных — везут эликсир.
Вы пришлите нам приглашенье на казнь,
чтоб был финал и рассыпался мир!

Начинаем стриптиз: пусть каждый предмет
Оболочки и Связи сорвёт и порвёт.
Все теряет Размеры. И блекнет Цвет.
Ничего не кричит, не поёт, не зовёт.

Ничего не возникнет теперь уже.
Игры в ортогональные кубики — прочь!
Околело Время в своем вираже.
На дорогу выходит последняя ночь...

Мы в слова наигрались, молчащий друг?
Ты устал... Я вижу - дела плохи...
Но не бойся: все остаётся вокруг.
Только тихо кончились эти стихи.


Александр Евгеньевич Седов - доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Зав.кафедрой биологии бывшего МИПКРО (1998 - 2002), нынне - ведущий научный сотрудник, профессор и сетевой методист МИОО. Автор более ста научных и научно - популярных работ, включая книгу "Этюды биологики". Лауреат Международной научной программы "Гордон" с циклом телепередач на НТВ. Дважды лауреат премий "Грант Москвы" по внедрению научных методов в образование. Участник международных конференций в России, Германии, Финляндии, Эстонии, Греции. Советник депутата ГосДумы С.Н.Юшенкова (1995-99). Поэт, бард, драматург, переводчик стихов и научно-популярной прозы. Авторские книги стихов: "Слово"(1977), "Второе слово", "Talk" и др. Литературное имя+псевдоним с 2006 г.: Александр Седов-Травник.
Hosted by uCoz