Литклуб |
Александр Седов-Травник 1. К читателю, к слушателю Преломи понятия через мироощущение, чтобы под звенящим взглядом, ощерясь, пала поражённая Злоба. Чтобы Жертва после темницы к солнечному свету привыкла — обретут конкретные лица символы Абстрактного Цикла. 2. Начало — рождение возникновение — сотворение ...И пустые ладони наполнит вдруг pra materia prima. И — дрожание в пальцах, и жар — испуг, страх неповторимый! Разделение света и тьмы так жжёт и морозит ладони! Проплыви над пучиной страстей и вод — и твердь не потонет! Хватит каждому по путеводной звезде и доброй планете, и зелёное чудо взрастит везде листву и соцветья! Мягкотелость, членистость, скелет творят животные дива — и рука веками за рядом ряд их лепит лениво... Вот последний шаг: сотвори, Кумир, двуногих страдальцев — и появится новый, нездешний мир в играющих пальцах! Как струна, натянувшись, лопнет сейчас — Лови, проповедник! Это — в первый раз! Это — в первый раз! — Дай Бог — не в последний! 3. Связь, элемент, система, управление, структура Змеёй карабкаться из грязи в князи? — А может, — прыгать и летать, как птицы?.. В переплетениях случайных связей детерминированный мир резвится... Забудь-ка ляжки озорной милашки, подружки, ласки — мелкой хищной самки! — Такими шашнями играют в шашки. Такими ножками проходят в дамки. Рациональные ходы подскажут нейроны-триггеры в здоровом теле: она торопится на рас-про-дажу и деловые рандеву в постели. Ей так легко! — Марионетка моды познанья плод — Добро и Зло — сменяла на две графы: "приходы" и "расходы". Тебе-то этого, конечно, мало! Собой светить пытаясь в темноте, мы ни силой детства, ни огнём не вырвем Функциональный Элемент Системы, весь управляемый субстратным миром! Уйди от тех, кто рвёт зубами, вздоря осатанело, чья губа — не дура! Кристальным стань — увидишь, как в растворе иная будет возникать Структура! 4. Оболочка, форма Растворится в памяти листва. Растворишься в памяти листвы. Крепкие и хрупкие слова поживут подольше головы, их родившей в каменном хлеву в ночь, когда звезда боялась лить свет, когда Осла, Волхва, Сову, Дятла и Младенца свяжет нить повести — не о самих вещах! Лучше соскребём пинцетом слов с них Обложку — Оболочку — Флаг — Лоск — Одежду — Корочку — Покров... ...Как же, иноземцы, хороши формы ваших платьев и штанов! Дайте Форму! Если нет души — что осталось из первооснов? Лишь — одеть надежду в чёрный дым? Лишь — надеть одежду цвета зла? Дозу равнодушия к другим паковать, как прежде, в "как дела?"? Обрасти машиной-скорлупой, дачу свить — дубовое гнездо — и, забором оградив покой, самочку добыть и ждать плодов?.. В наше Время, в нашем Месте, сэр, лучшие из лучших наших книг не достигли переплётных сфер. Впрочем, мы обходимся без них. Голодранцы — вашим не чета — лучшие из лучших наших, мэм! Жаль, что Оболочка их проста! Жаль — Вы не прочтёте их поэм!.. Кто-то братьев мудростью созвал? Нет. Опять толпа — у продавцов. Глянь, как загораются глаза, как преображается лицо каждого стоящего в толпе, каждого, кто "материалист"!.. ...Ты купил костюм. Идёшь теперь — и глядишь не на других, а вниз. 5. Размер, величина, количество Что лучше — больше или меньше? – Смотря чего, кому, когда... Измерь-ка инкубатор, птенчик! Вот социальная среда — бескрайность городского мира. Куда ещё сходить с ума? Пронумерованы квартиры. Пронумерованы дома. Вода, тепло и свет для каждой ячейки поданы — живи! И, как дрожжей, прибудет граждан за это вследствие любви. Составлен из квартир дом-ящик, район — из ящиков-домов... Предмет большой, превосходящий все меньшее вместить готов в свою утробу. Крематорий темнеет нишами в стене — и сотни экземпляров горя сюда вмещаются вполне Пойми, что больше значит урна, чем руки, сердце, голова... И только всё, что слишком дурно, не умещается в слова! 6. Звук Это можно услыхать в пустоте, забыв удачу. В темноте, не видя плачущих тел, услышишь — плачут! Струн ли пальцами касаясь едва, — и есть ли руки? — непонятные бормочут слова чужой науки... Это ветер ли в деревьях поёт и мчится мимо? Или это бьются бусинки нот из глаз любимой? Или море бьёт о скалы волну? Сирены? Вьюга? Или лебедь, ухода в вышину, зовёт подругу? Или это — Звуки песен без слов и эхо криков, дюжин бубнов, сотен колоколов и тысяч скрипок?.. ...Так рождаются все Звуки: в тиши. Сиди потише. Ночь. Ни звука. Ни души. Не дыши - и слушай... Слышишь?.. 7. Цвет Фиолетовый как печаль и карминный словно любовь вновь смешались, чтобы начать, будто может начаться вновь изумрудное торжество. Будто серый — невестно-бел. Будто синий небесный — твой. Будто бурый не почернел. А лимонно-солнечный бьёт в темноту пустого зрачка, и малиновым был восход, и оранжевый ждёт закат... Что такое, скажите, Цвет? Для чего нам, скажите, он?.. ...Славный город был Назарет! Где-то там был мальчик рождён. Мы забыли его дела. Мы забыли дорогу — ту, что, серея пылью, вела обесцвеченного к кресту. "Был ли мальчик-то? — Может, и...?" — Не простит нам его отец — и Цвета сойдут как цветы, и в плодах созреет конец! А пока — палитрой играй! — Посылай гонцами Цвета из Эпохи Злого Добра за кордоны Леты — лета!.. 8. Пространство Простое ты, Пространство, — Зюйд, Норд. Спроси — и стрелка скажет, где — что. Ост, Вест — и вот ландшафт распростёрт и взят в координат решето... Поля, леса и реки смотри. А если вдруг сумеешь посметь — для ближних и для дальних сотри границу, за которой — не смерть... Полёт ли, восхожденье — все ртуть и банка жестяная поймут — и в третьем измереньи твой путь измерят, как бы ни был он крут. Ты в трёх осях Декарта броди, играя в переносы осей, меняя "впереди", "позади"... Во Времени — гораздо сложней! 9. Время Это в пульсе бьётся, но — не может назад возвращаться. Или мы — не можем вернуть, называя прошлым, глядя на циферблат, где зверёк в барочной клетке крутит свой путь... Ангелочки охраняют стрелочный грот. На вопрос: "Когда?" — звучит ответ: "Никогда". — И под солнцем тень по кругу тихо бредёт. И по каплям покидает ёмкость вода. Чётки-месяцы дрожат на нитке судьбы; и рука уже устала перебирать эти шарики из лун ущербно-рябых, эту цепь, что шестерёнки крутит опять. Не клонись, шепча, в поклоне, — да удали с пылью, патиной и медянкой все вензеля. Размягчается в ладони, как у Дали, восковое Время — склянка, круг и петля... Существует это Время — или его сочинил в испуге предок, чтобы забыть иллюзорность пальцев, рук, себя самого, да запутанность того, что мнится как нить? 10. Дорога, направление, вектор, путь Тянет блуждание слов в лабиринтах ушей, танец-блуждание глаз в лабиринтах снов... — "Не насытится... не наполнится..." — Лей, режь, черти и мости — и будешь готов. Нить идёт из клубка, где сотни путей переплелись, и кос завистника глаз. Не тяни. — Спокойно ступай по ней — и увидишь: ляжет она, прямясь. — И назад, сутулясь, пойдут города и фигуры людей, нырнувших в жильё... Камни и пятки сотрут подошвы, когда ничего не останется, кроме неё. Отрицанье смени на обрывок пут — и двумя зрачками нащупай цель. Постепенно нить превратится в Путь — в твой двуручный меч, вонзившийся в щель меж землёю и небом. Ударом взгляд на краю обозримого, точно зонд, выбьет выход — и жёлоб иглы покат. Ты — это доза, инъекция в горизонт. В Азии это зовется Дао да До. К этой касательной маги чертят круги. Вверх — из октавы в октаву — от ДО до ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДОлго звучат шаги. Полутона темны — ты берёшь тона. Так получается вера и "Светлый Путь". Слышишь — "TANATOS" зашептал Сатана? Чёрный греческий профиль его забудь! Даже не важно, есть ли цель у Пути. Да и не страшно, если нет никого, кто сумел бы и раньше так же идти, унося с собою своё колдовство. 11. Гибель — исчезновение — разрушение — распад — конец Даже если в жизни всё — через край — обжигает жар обожженных сердец, обнажённых молча, — не забывай: абсолютно всё имеет конец. Подготовка к смерти включает в себя целый ряд упражнений на "Не хочу". Например: огонь ища и любя, неподвижным взглядом гаси свечу... Подними-ка, девочка, томный взгляд! Эфемерная штука — твоя красота. Ты пойми, что Смерть-Разрушенье-Распад для тебя иные раскроют врата! Подними-ка, мальчик, глаза старичка! Подмени-ка словечко при ворожбе — и, меняя перья на облака, жди, пока не послышится Голос тебе!.. Радикально излечим жизнебоязнь! Вот и четверо конных — везут эликсир. Вы пришлите нам приглашенье на казнь, чтоб был финал и рассыпался мир! Начинаем стриптиз: пусть каждый предмет Оболочки и Связи сорвёт и порвёт. Все теряет Размеры. И блекнет Цвет. Ничего не кричит, не поёт, не зовёт. Ничего не возникнет теперь уже. Игры в ортогональные кубики — прочь! Околело Время в своем вираже. На дорогу выходит последняя ночь... Мы в слова наигрались, молчащий друг? Ты устал... Я вижу - дела плохи... Но не бойся: все остаётся вокруг. Только тихо кончились эти стихи. Александр Евгеньевич Седов - доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Зав.кафедрой биологии бывшего МИПКРО (1998 - 2002), нынне - ведущий научный сотрудник, профессор и сетевой методист МИОО. Автор более ста научных и научно - популярных работ, включая книгу "Этюды биологики". Лауреат Международной научной программы "Гордон" с циклом телепередач на НТВ. Дважды лауреат премий "Грант Москвы" по внедрению научных методов в образование. Участник международных конференций в России, Германии, Финляндии, Эстонии, Греции. Советник депутата ГосДумы С.Н.Юшенкова (1995-99). Поэт, бард, драматург, переводчик стихов и научно-популярной прозы. Авторские книги стихов: "Слово"(1977), "Второе слово", "Talk" и др. Литературное имя+псевдоним с 2006 г.: Александр Седов-Травник. |