Литклуб

 
ВИКТОРИЯ ШПАК


ПОЭЗИИ XXI ВЕКА

О, великая,
Будь праздной,
О, безликая,
Будь разной –
Произнесённой,
Анфасной,
Многоликая.
Небесной,
Как фреска,
Безымянной,
Исповедальной,
Беспрекословной,
Несословной,
Генной,
Узнаваемой,
Бесценной,
Непрощаемой,
Апокалиптичной,
Непроизносимой.
Испроси мне
Счастья с поличным.
Безразлично
Отвернись
Глазами вниз.
Буду я
С тобой молчальницей
Горькою, молочаем
Поросшею.
Искушением прошлым
Стану Буддою.
Стыну…
Стыдно
Давнему зеркалу
Старыми мерками
Изменять
Яко тать.
Только бы, Господи, -
С проседью –
Да не вспять!
Успеется.
Заветрится, отсеется.
Ковыльной метёлкой –
По кобыльей чёлке.
Взбрыкиваю!
О, великая,
Отвернись:
Это –
Не для поэта –
Головой вниз
С портрета,
Многоликая.
Безъязыкая, свернись
Калачиком,
Отсканируйся.
Значит ли,
Что будешь живая,
Чувства сжимая,
На шаре
Исконно вращаясь
И покрикивая,
О, великая!

ПАМЯТИ АНДРЕЯ РОСТОЦКОГО И ДРУГИХ...

Помнишь, как у пропасти
Разбивались хрящики,
Развивались звуками,
Уходили с именем?

Отойди, оступишься.
Не пугайся. Стаями
Отлетают низкие
Печи изразцовые.

За тебя молилась бы,
Да судьба нескладная
Повалила на спину,
Утопила в памяти.

Помнишь? Не старался бы
Изгибаться струями
На кипящем тереме
В понедельник вечером…

До рассвета схлынули
Звёзды надоевшие
Да друзья, что с именем
Пировали в пропасти.

ПИСЬМО

Посмотри американский фильм
из восьмидесятых голливудских.
Может быть, пройдёшь сквозь этот фильтр,
если ты не видел фильмов русских,
тех, с которых зал весь уходил
из кино, что называлось «Прага»…
С поколением хватало сил
не почувствовать, что ты салага,
чтоб понять, какое зазеркалье
мне Андрей Тарковский предлагал.
Я сидела в опустевшем зале,
и меня тогда спасал вокал,
потому что Рериха прочла я
и полна была его дорогой –
просто не была излишне злая
или оказалась недотрогой.
Диссидентство был не мой конёк,
я тогда была, казалось, выше.
Джомолунгма представлялась крышей,
за которой пропадал порог
подсознания, душа парила,
подпевая снам и самым лучшим
резонаторам моих влечений.
Так стихи рождались. Но на уши
я накладывала груз сомнений
и не слышала стереотипов, штопки
созданных и болевых прорывов.
Так фольклор свои пришпилил кнопки
и берёг меня от нервных срывов.
Так и до сейчас моя Богиня,
светоч-Шацкая свеченье расстилает.
Кто бы, Господи, мне спас от смерти сына,
хоть ему открылись двери рая?..
Тьфу, я всё своё, а не о фильме…
Ты его, конечно, погляди.
Он и классный и совсем не мыльный.
Он американский. Погоди…

***

Я наступила на горло рождественской песне:
песня теперь и седая, и с дыркой в башке.
Из позабытых, что дедушке пели, чудесных.
Я так порывисто, прямо в едином носке
к «Рёнишу» нашему плотно садилась, спешила,
даже в гармонии лажу играла порой,
чтобы ему было с нами уютно и было
чем-то гордиться. Но хор был, понятно, сырой.
Сколько зато излучалось тепла и терпенья,
как же ребячьи врезались в покой голоса
той высотой и свободой небесного пенья,
силе которого вовсе не нужен пассаж…
Это ушло навсегда. Даже память не мучит.
Лишь отголоски на связках и звуки в мозгу.
Жить нужно нынешним, это и проще, и круче,
и позитивнее. Только я так не могу…

***
Ты помнишь, мы бежали к электричке,
и мне вдруг что-то бросилось в лицо.
А ты по старой сволочной привычке
орал: - Ну, что же ты, в конце-концов?!
А я никак. Какой-то ступор странный,
туман и сухость горкой на язык.
И вот теперь, когда ты вовсе старый
и от меня уже совсем отвык,
мне жалостью тупой нутро заныло.
Нет, не к себе, а просто к временам,
когда мы бегали, орали, пели, выли
от радости - что юным было нам…
И ты меня поддерживал вальяжно,
когда я скрипкой так увлечена,
не замечала, ох, да это ль важно,
тебя. Такие были времена…

***

Вот если б я могла, как он,
сказать, как думаю, навылет
и навсегда душой ковыльной
по ветру, огибая стон,
додуматься до острой силы,
я стала для него бы милой...

Но это слово не моё,
оно божественно банально,
и потому у двери спальной
сердито ухает совьё,
упрёком волосы рассыпав
и яду перед этим выпив.

Я виновата перед ним.
Моя вина - моё свеченье,
и убедительно влеченье,
хоть он почти что аноним.
Как тот бездонный тихий Рьявол,
что так Марией тайно правил.

Я скоро голодать начну
на чистом воздухе ирпенском
и снова встречусь с вальсом венским,
сознанье в лёгкость окуну.
А ты пиши мне и пиши,
чтобы читали малыши.

Виолончельное влеченье
на удивление моё, -
поёт моё нутро, поёт
без внутреннего разрешенья.
Но ты мне всё равно пиши,
чтобы играли малыши.

И я додумаюсь до силы,
и домолчусь до высоты,
где только ты, где только ты,
а мне бы места не хватило.
Но чтоб созрели малыши,
ты всё пиши, пиши, пиши...

ПОКЛОН

Вот и вошла моя Венгрия в Вену,
шприцем тягучим,
покруче, покруче,
это тебе не мадьярская сладость, –
здесь на Излучине,
на перепаде
всё ты получишь
за евроизмену...
Сырость пахнула глубинами братства,
темень cглотнула
стены аббатства.
Тихо, – сказала княгиня-киянка,
я иностранка,
но не испанка.
Что же ты, Андраш,
Андрюша, мой любый,
тут на болоте
станцую я чардаш,
ты же не против?
Убить не прикажешь?
О, как безжалостно требуют губы,
и «сереклек», словно стон,
будто эхо,
там, за Днепром, всем князьям на потеху.
ПОшто за дальнюю эту границу –
как привыкать
и очей не смыкать –
ладушку милую, кралю-девицу
вывезли. Век её нам не сыскать...
Нам? Это нашим проснувшимся внукам?
Как же она
на портрете красна!
Слышишь славянские гукают звуки
мимо извечных метаний науки, –
крест наклонился в поклоне.
Она...





Hosted by uCoz