|
Литклуб |
Надежда Трубникова
Сродство душ
(эссе-фантазия)
Древние верили, что бабочка – символ души…
Рассказывают, что ночью после смерти Чехова в комнату, где днем он сказал «я умираю» и умер, влетела большая черная бабочка. Не иначе как душа писателя, открывшего всему миру – мир обычных людей, живущих по соседству на земле.
Режиссер-европеец сказал, обращаясь к нам:
– Не надо копировать вашу жизнь, надо показывать жизнь наших семей, и мы сыграем его пьесы.
Большая черная бабочка была и бабочкой печали – печали человечества о его кончине. А через два десятилетия из-под пера Владимира Набокова тоже вылетела большая черная бабочка. Читаем:
Слепцов открыл глаза и увидел: …по стене, над столом, быстро ползет вверх черное сморщенное существо величиной с мышь. Оно остановилось, вцепившись шестью мохнатыми лапками в стену, и стало постепенно трепетать. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шелк кокона проникло тепло… Медленно разворачивались смятые лоскутки, бархатные бахромки, крепли, наливаясь воздухом, веерные жилы… и на стене уже была – вместо комочка, вместо черной мыши – громадная ночная бабочка…
Эта сочиненная бабочка могла быть неосознанным отражением знания и воспоминания автора о той давней, реальной. В рассказе чудом своего явления в рождественскую ночь душа только что умершего и похороненного в этот день сына увела отца от мысли о суициде.
Представилось, как обе бабочки взмахнули крыльями и вылетели в окно, растаяв в ночном небе: одна – в небе европейского курорта, другая – в морозном небе заснеженной русской усадьбы. И подумалось вдруг, что душа, как бабочка, трепещет,
расправив крылья, и летит
туда, где голос свыше, вещий,
сулит ей ту страну найти,
где выше силы – человечность,
где, если любят – то навечно,
где изнемогшие найдут
приют для одиноких душ.
А еще через полвека тревожная бабочка расправила крылья в стихах Дмитрия Лепера, – очевидно, тоже вылупилась из кокона под воздействием душевного тепла:
Ночная бабочка печали,
в бархатнокрылой темноте
куда летаешь ты ночами
на недоступной высоте,
над опочившими полями
неслышно свой полет верша?
Куда незрячими глазами
ты смотришь в ужасе, душа?
Древние верили, что в бабочке воплотилось все самое главное – жизнь и смерть, любовь и счастье, душевная печаль и мечта о несбыточном. В сущности, все бабочки – одна многоликая всемирная душа. Начав свой полет в веках, она и сегодня летит над землей, унимая боль изнывающих от горя, внушая мечты тоскующим, осеняя счастливую любовь. И так будет всегда.
Посмотрите, вон там, на подоконнике – от чьего-то тепла ожила бабочка, подобная набоковской, и ее трепещущие
простертые крылья, изогнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья
И вот уже в двадцать первом веке, читая только что изданную книгу Эдуарда Шульмана, мы видим:
красивая… нет, прекрасная девочка бежит и бежит за бабочкой…
девочка наших грез…
беспечная…
ликуя…
счастливая…
бежит за бабочкой легконогая девочка наших грез…
Бабочки будут и впредь летать, трепеща и вздыхая от счастья, в стихах, романах и рассказах, ибо души бессмертны, и существует сродство талантливых душ. Ведь знает каждый человек на земле – лишь стоит сделать верный шаг,
несбыточное станет былью,
и бабочкой летит душа,
расправив радужные крылья…
Древние верили, что бабочка – символ души…
Январь – март 2011 г.
Надежда Трубникова
Я назову…
(ццикл стихотворений)
***
Я напишу картину… вот эскиз……
Ночь, небо, облака…
Махина колоннады театральной
на подиуме лестниц колоссальных
в пространстве площади огромной
большого города…
И ни души вокруг…
И лишь на лестнице два человека,
он и она,
две маленьких фигурки,
затерянные в городской пустыне
и никому не нужные,
кроме друг друга…
Ночь, тишина…
Я назову это – Любовь…
***
Лист нотной рукописи… песня…
В ней флейта заведет мелодию…
ее подхватят струны
арф, скрипок и гитар…
ромашковый и васильковый
венок, плывущий по волнам реки,
дополнит
мелодию ее…
ручей своим журчаньем
добавит нот…
прыжок через костер в ночную тьму
аккордом станет заключительным припева…
и снова флейта зазвучит
и завершит напев…
Я назову это – Любовь…
***
Есть замысел поэмы иль романа…
о том, как женщина искала долго,
искала и нашла
единственно возможного мужчину
в заоблачной стране…
Увидела,
узнала,
позвала,
и он откликнулся из призрачного далека…
И вечность шли они себе навстречу…
нашли себя…
Слияние бездонно
и беспредельно вширь и высоту…
и небо окунулось в волны моря…
Я назову это – Любовь…
***
Научная гипотеза:
звезда открыта новая,
чей свет
сквозь миллионы лет
прольется
на землю гибнущую –
на поля, леса,
моря и реки,
горы и долины…
Леса зазеленеют, как весной…
поля заколосятся урожаем…
и с гор в долины побегут ручьи,
заполнив реки и моря
звезды далекой отраженным светом…
Я назову это – Любовь…
***
Я начерчу пером проект большого города…
В нем нет запутанных и темных переулков,
бандитов и воров,
мошенников и нищих…
В нем окна светятся добром, улыбками и лаской
живущих за их стеклами…
В нем смех и песни разливаются по небу,
как мелодичный колокольный звон…
В нем женщины заботятся о детях и своих мужчинах,
а те их носят на руках…
В нем нет сирот и плачущих детей…
В нем здания прекрасны и стройны,
а улицы чисты и безопасны…
В нем солнце освещает все дома без исключенья…
Я назову это – Любовь…
Декабрь 2011 г.
|