Литклуб

Елена Шувалова





11 глаголящих инициалов Повестей Белкина

Все мы со школьной скамьи знаем, что Александр Сергеевич Пушкин любезно выписал инициалы тех личностей, что будто бы рассказали И.П. Белкину пять предлагаемых читателям повестей, - "для любопытных изыскателей".
Но никаких "любопытных изыскателей" сто восемьдесят пять лет всё нет как нет. Есть какие-то робкие поползновения найти среди пушкинских знакомых кого-то с такими инициалами, и кто-то даже и найден, но мнится нам, что не те это люди...

Вся беда - на наш взгляд, - в том, что Пушкин обращался к другому читателю, к другой публике. К публике XVIII столетия, - или воспитанной этим столетием, или ещё не забывшей его...

А столетие это было наполнено Игрой. Они жили, играя - предки наши, - теперь уже - совсем далёкие. Играли их платья и причёски, их веера и трости, их стихи и мадригалы. Во всём сквозили второй, третий, пятый, десятый смыслы; всё требовало разгадки, умственных усилий, гибкости и виртуозности мысли.

А нынешний читатель воспитан литераторами-народовольцами-раскольниками; в нём всё звучит базаровский призыв: "Друг Аркадий, не говори красиво!". Мы уже не видим в летящем кленовом листе души-бабочки...

И с таким подходом нам не разгадать виртуозных загадок Пушкина. То есть, для начала, нам и не увидеть живой души Загадки за предложенными поэтом непонятными, ни с чем не связанными, "сухими" и "мёртвыми" инициалами: "А.Г.Н.", "И.Л.П.", "Б.В.", "К.И.Т.".

Никто из многочисленных знакомых Пушкина в них не проглядывает - настолько, чтобы воскликнуть: "Эге, да это - Вы, батенька!", или - "Боже мой, вот так встреча, сударыня!" И - признаться честно,- эти одиннадцать инициалов представляют из себя просто "абракадабру" какую-то!

Ну, а если всё-таки подумать, полюбопытствовать? Над чем? О чём? Ну, хотя бы - об этих заглавных буквах... К чему бы Пушкин выбрал именно эти буквы, именно в таком порядке?

Нет, снова - глухо... Никакого соответствия ни в чём, и это даже - и не "тарабарский" шифр! (Поскольку букв конца алфавита - которые и берутся для тарабарского шифра, - здесь нет совсем.) Но - если вспомнить, - что когда-то у нас была не та Азбука, что теперь, - под названием - "Кириллица", - которая даёт нам лишь звуки, а была и другая Азбука - под название - "Глаголица", - в которой глаголила о своём каждая буква...

Да-да!... Давайте-ка проверим на ней пушкинско-белкинские инициалы -"А.Г.Н.", "И.Л.П.", "Б.В.", "К.И.Т." - прямо сейчас!

А. Азъ. - Бог, живущий и сотворяющий на земле, Я.

(Мог так сказать о себе Пушкин? Почему - нет? "Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь..."

Но каждый гений на самом деле всё о себе знает; он просто притворяется, что как будто - не знает, - чтобы как-то жить всё же на этой грешной земле... Пока какой-нибудь Сальери не разоблачит...)

Г. Глаголи. Передача мудрости; движение, истечение; поток, направление. (Бог хочет передать какую-то Мудрость, придать ей движение, направление; обратить её в поток...)

Н. Наш. То,что было известно нашим Предкам; то, что существует при нас.

( Мудрость идёт - от наших предков и продолжается в нашем времени, в нас...) И. Иже. Соединение, единство; равновесие, единство, Истина. (Бытийная) (Мудрость эта приводит к единению и равновесию; и осознанию Истины на бытийном уровне.)

Л. Людие. Объединение мирно мыслящих; общность; соприкосновение объёмов.

(Осознание единой для всех Истины объединяет мирно мыслящих людей, образует общность... Собственно, это - определение "народа"...)

Эти пять инициалов составляют фразу:

" Я, Бог, живущий и творящий на земле,
передаю мудрость, - которая была известна нашим предкам и которая существует при нас, - для соединения, единства, равновесия и Истины, которая объединит всех мирно мыслящих людей в (новую?) общность; даст им соприкосновение объёмов (душ? ..)."

Примерно так...

Понятие "рода", от которого нарождается "народ", самосознание и объединение его в духовную общность, - всё это концентрирует в себе и транслирует из себя Бог, пришедший на землю и творящий на ней.

Следующая буква -

П. - Покой. Бездействие. Подвешенное состояние. Гармония.

("П" - это - отдых, удовлетворение сделанным. И это - первая буква (инициал) фамилии "Пушкин". В "Домике в Коломне" Александр Сергеевич обыгрывает "П" именно как букву Глаголицы - "Покой":

Немного ОТДОХНЁМ на этой точке.

Что? перестать или пустить на ПЕ?..

Признаться вам, я в пятистопной строчке

Люблю ЦЕЗУРУ на второй стоПЕ.,

И хоть сейчас ЛЕЖУ на канаПЕ) (Выделено мною, Е.Ш.)

Рассмотрим следующую пятёрку инициалов.

Б. Боги. Божественное; превосходящее.

В.Веди. Мудрость на земле и в небесах ведаю.

... мудрость на земле и в небесах ведаю.)

К. Како. Объединение человека со Вселенной; объёмность, объём.

(И эта мудрость приведёт к объединению человека со Вселенной в единой Душе (объём - душа? Одно из определений "объёма": "то, что находится внутри".))

И.Иже. Соединение; единство; равновесие; истина (бытийная).
(Установится равновесие - между человеком и Вселенной, - и будет найдена Истина Бытия... )

Т. Твердо. Утверждённое свыше указание; определённая форма; утверждение.

( ... и утвердится эта Истина по указанию свыше, обретя свою определённую форму.)

Получается, во второй "пятёрке" говорится об объединении человека с Космосом, установлении нового порядка бытия в отношениях Человек - Вселенная.

И всё это берёт на себя один человек, гений, бог - Александр Сергеевич Пушкин.

Инициалов одиннадцать. "Одиннадцать" - это число инициации. Инициация - это перерождение и переход в новое качество. "Иници"... - "начало".

Пушкин говорит любопытному читателю-изыскателю, что он начинает то, о чём глаголят перечисленные буквы. И это начинание - в предложенных повестях "покойного И.П. Белкина". Белка - животное, снующее вверх-вниз по Дереву Рода, соединяющее Верх и Низ.

Но поскольку повестей Белкина всего пять, - надо думать, что они соответствуют первым пяти инициалам; то есть, отвечают программе "народного объединения".

Бог-Пушкин сходит вниз, на Землю, становясь неприметным Иваном Петровичем Белкиным.

Восхождение на Небо состоится в другом месте, в другом произведении, где так же будет "пять сказок". Героя снова будут звать "Иваном Петровичем".

И Пушкин снова - ещё решительней - откажется от своего авторства...

Продолжение следует.





Hosted by uCoz