Январский вечер, но – почти весна. Не 90-х, нет! 80-х . И молодость ещё почти видна, она как звёзды: светит, да не взять их. Но молодость ещё почти слышна, почти что ощутима, точно запах, который во флакон надёжный заперт и рвётся в щёлку. Но почти – весна. Вершись, игра, пиши моя контора! Ещё провала не видать почти, где пагубные ящики Пандоры распилят надо мною скрипачи. Но жуток перечень грядущих дел и бед. Гляжу: копеечка. А это белый свет. 1990
БЕЗДЕЛУШЕЧНЫЙ МАСТЕР
Безделушечный мастер работает тонко и трезво.
Совершенство в безделке даётся трудом и трудом.
И бренчит в его ранце не маршальский титул маэстро,
а предметы попроще: палитра, блокнот, метроном.
Безделушечный мастер совсем не безделками занят.
Он творенье своё для проверки выносит на свет.
Проверяет на глаз: не сверкнёт ли восторга слезами.
Проверяет на слух: зазвенит, или, может быть, нет?
Он собой недоволен и правит в работе изъяны:
то акцент переставит, то охры добавит в сурьму,
то бравурное forte заменит на робкое piano...
Вот бессмысленный труд! Он и нужен ему одному.
Но гармонию выверив замысла гибким лекалом,
из властителей мира лишь ей подчинен и не чужд,
он свободен смеяться и видеть великое малым,
и общественный скепсис для личных использовать нужд.
И когда он в отделке безделки достигнет предела,
завершив не разменный на зло и добро сувенир –
пусть останется чёрное чёрным и белое белым.
Что он, в сущности, миру, и что ему, в сущности, мир!
Он работу закончил. Дальнейшее, в общем, известно.
Отодвинут блокнот и уложен в футляр метроном.
И, промыв скипидаром палитру, вздыхает маэстро
и торопится к двери – пока не закрыт гастроном. 1985
 
МУЗЫКА Дело, кажется, швах, лопнет кожица в швах барабана,
Do удавит валторну, органом взревёт клавикорд,
и басовым ключом отомкнёт багинеты охрана,
и маэстро рванёт из оркестра и скроется, чёрт!
И сиятельный Бах развернёт оскорблённые брови,
и смахнёт незаметно на лацкан скупую бемоль,
и кровавый взорвётся аккорд у сопрано в утробе...
Рухнет замертво мир, поражён глухотой, как бельмом.
И умрут контрапункты, навязшая в клавишах жвачка...
Изумрудом и охрой мазнёт нас огня помело... Мы летим под уклон, нас летально нуклон перепачкал, и летает не клёвый пришелец, а чёрт в НЛО.
Вот он реет над нами, флюидами праха пропитан,
мастер магии мрачной и злой виртуоз похорон.
Выстриг фрачные фалды, хвостом опрокинул пюпитри,
летя, улюлюкает в переносной какофон!
Мы уплатим налог на молитвы и сладкие звуки:
дискжокей, гогоча, заколотит нам в лоб децибел.
вивисекция лебедя – благо для гитик науки:
как сулил постулат – он не сдох, пока не досипел К пароксизму прогресса поспели смертельные споры.
С ними споры безумны: они уже тут, на губах.
В темноте вместо нас расцветают рябые узоры –
сглазил чёрный маэстро, и дело действительно швах. 1985
ОБМЕН Со столбов обрываю листки телефонного кода. Ты готов на обмен? Предложения жажду и жду. Мне желателен рай безраздельною райской свободой за кромешную тьму, совмещённую с пеклом в аду. Пусть отныне кружат надо мной мои синие птицы, пусть топырит смешно простодушные перья фазан. Не взглянуть бы назад и от жалости не обратиться в камень или бревно, не рвануться бы только назад! Ты готов на обмен? только честно! Отдам без обмана за любовь каламбуры, в которых считался мастак, за снижение цен – Ювеналовы стрелы (с колчаном!) и бесплатно – от юмора: чёрную метку и флаг. Разве розы мои рождены из паров керосина! Разве выживу – злясь, выражением общим безлик!.. Жало злыя змеи возвращаю теперь Серафиму за непламенный взгляд и за свой, хоть и косный язык.
РОДИНА Родина моя, Месопотамия, Атлантида, Северный приют! О мои Кентукки, о Москва моя, о – тригонометрия Бермуд!.. О моя увядшая ботаника, бледноледовитый сопромат... Тонут мои личные титаники от моих же ледяных громад. Воздух ли вдохнуть ещё ворованный, или сразу – кануть как балласт, стеллеровой дойною коровою покопытно вымерев как класс? Эмбрионом жизнь прожить ли начерно в бытовом чаду, с нетленкой врозь, ближний космос, спутниками траченый, попарсечно вымерив насквозь? Или – воротясь с Альдеберана блудным, инфернально молодым – вывернуть из пыльного кармана, вытряхнуть в отечественный дым – к радости планетки-хулиганки – ядерные штучки бытия?... О Россия, пригород Таганки, маленькая родина моя!
***
Окот сознанья, о котором предупреждали прохиндеи, произойдёт в конце недели он по расчёту моему. Употребляйте пасту с фтором. Приобретайте орхидеи. Не верьте этой ахинее, а также мне и никому. Но я заметить должен сразу, что образ бритвой рта разрезан, что электрическим фарезом больной навеки сна лишён. Лампады луч – заноза глазу – торчит предстательным железом. Он виноват, но бесполезен тому, кто плачет нагишом.
БОЛЕЗНЬ ЛЮДОЕДА Он жевал да глотал, утирая уста. Смолотил крикунов и тихонь. Только вдруг – осознал? подавился? устал?.. – перестал. Отрыгнулся в ладонь. Но иллюзиями неоправданными не утешиться, дело не в том! Людоед обожрался согражданами, вот и мается он животом. Мы свободны теперь. Мы величественны. Не подать нас уже на фуршет. И пора вспоминать героическое, романтическое, прошлых лет... Мы ж добры! И ничуть не озлобленные. Не отгрыз он души нашей, гад! "Зуб за зуб" – не для нас, мы – особенные!.. Он же – стар, инвалид, седоват... Он, мужчинами полон и женщинами – лопнет же!.. И гуманно летит к брюху оному с клизмой торжественной добрый доктор. Такой Айболит. У больного потрескался кафель лица... (Спрятал доктор коньяк чаевой.) В острых отблесках скальпеля капельница. Сон. Диета... Пройдёт, ничего. 1988
21 СЕНТЯБРЯ 1993 Число, войдёшь ли ты в историю, иль просто попадёшь в неё? Тебе какие цифры вторили, внушали как бы бытиё? Не то же самое ли августа – 2 года с месяцем назад? Или – "очко"?.. И, может, правда всё, что карты сдуру говорят?.. Мы по дороге непроторенной бредём в иные времена... Число, войдёшь ли ты в историю, иль мимо пролетит она? 21 сентября 1993
***
Иллюзии! Куда попрятались? Где всё, что в юности хотелось?.. Ах, эта чёртова порядочность, интеллигентность, мягкотелость... Гремя картонными доспехами по затрапезным Зурбаганам, Мы за туманами всё ехали. Приехали. Теперь – куда нам?
|