Елена Шувалова
Видение Дамы.
В этот раз они прятались в "маленькой" комнате, - которая называлась
так потому что была несколько меньше второй, - "большой". Две эти
комнаты и занимала семья ликиной кузины Ляли, - в большой
коммунальной квартире. Ко времени ликиного детства многие комнаты в
этой квартире освободились; жильцы из них переехали в новые дома, в
новые - современные - квартиры. Их комнаты как бы прибавлялись к
пространству их с Лялей детства; их с Лялей Дома. Потому что здесь
была на самом деле - не квартира, здесь был - Дом, - самый настоящий,
родовой, с большой буквы - Дом.
Здесь была комната перед парадной дверью, которая так и называлась
- "парадное", или - "прихожая". И прямо из этой прихожей шли две
теперь пустые комнаты, в которых Ляля и Лика всё же умудрялись
прятаться. Там лялина мама ставила большие банки с закрученными
компотами, и можно было прятаться среди них. Там хранилась какая-то
ветошь. Там, в пустых комнатах, серенькая кошка Мурка родила такого
же серенького котёнка Мурзика; и бабушка Лида водила Лику посмотреть
на него. Комнаты шли анфиладой, и, если бы следующие двери не были
забиты или заставлены мебелью, можно было бы пройти в большую
комнату этой анфиладой, а не длинным узким коридором, в котором с
потолка свисали на длинных проводах унылые "голые" лампочки без
абажуров, а пол был из светло-серых мелких камушков. Этим длинным
коридором надо было идти до самого конца, и в конце повернуть налево,
- к двустворчатым белым дверям, где снова была прихожая, только
очень маленькая. Там висела вешалка, стояла калошница для обуви. Из
этой прихожей можно было войти в обе комнаты, - и в "большую", и в
"маленькую". В большую комнату двери были всегда открыты, но при
этом скрыты занавесками. Да, там по-старинному висели занавески,
подобранные с боков на петли, и Лике это очень, очень нравилось. Это
особое чувство, - когда входишь в комнату с такими занавесками.
Большая комната - с двумя окнами в чугунной старинной решётке; между
этими окнами - письменный стол. А обеденный стол, - сразу, как
войдёшь, - справа, - большой, семейный. У стены - сервантик, -
современный, полированный, со стёклами. А у другой стены - старинное
чёрное пианино с бронзовыми подсвечниками и старинный же
вертящийся табурет перед ним. В углу между сервантиком и пианино -
телевизор "Темп" на тонких ножках. С другой стороны - платяной шкаф с 2
зеркалом, бабушки лидин диванчик, этажерка с книжками и нотами.
Кажется, швейная машинка под окном. А под другим окном - кресло.
И из этой комнаты можно было войти через двустворчатые белые
двери - продолжением и окончанием прерванной анфилады - в
"маленькую" комнату.
Так, в ту самую комнату, где они в тот раз прятались, можно было
пройти и из маленькой прихожей, и из большой комнаты. Но - не всегда
им с Лялей бывал такой праздник. Отчего-то часто двери между
комнатами бывали закрыты на шпингалеты. Но в тот день девочкам
было раздолье. Они бегали кругами в буйной радости (особенно Лика), -
и никто даже не сделал им замечания. Видимо, все взрослые были на
кухне, о которой - отдельный рассказ.
Они набегались и решили, - как обычно, - играть в свои любимые
прятки, в этот раз - в маленькой комнате.
В маленькой комнате было только одно окно; оно выходило на горку в
старинном саду. Но зато в этой комнате было чудесное углубление в
стене, за занавеской. Там можно было спать, или просто сидеть и читать
книжки. А сейчас Лика туда залезла и спряталась. "Раз, два, три, четыре,
пять, я иду искать!" - предупредила Ляля, и Лика затаила дыхание. Из-за
занавески она слышала, как Ляля ходит рядом и приговаривает: "где же
Лика? Куда она спряталась? Здесь её нет. И здесь нет...". Лика сидела в
темноте, за ситцевой тоненькой занавеской, и ждала, когда Ляля её
обнаружит. Наконец, занавеска отодвинулась, и на Лику глянула какая-то
Дама с высокой причёской, - какие носили дворянки в начале
двадцатого века, в глухом тёмном платье под горло. Лицо Дамы, с
небольшими светлыми глазами, было Лике смутно знакомо. Дама
внимательно смотрела прямо на неё. Лика не успела ни испугаться, ни
что-либо вообще испытать, когда услышала удивлённый голос кузины:
- Лика, куда ты смотришь?! Я же здесь!
Да, она была здесь, её маленькая сестрёнка, в жёлтенькой футболочке,
с длинной косичкой за спиной. Гладкая чёрноволосая головка её
оказалась гораздо ниже пышноволосой головы Дамы, которой больше
уже не было видно.
Лика ничего не сказала кузине, вылезла из-за занавески и пошла
водить.
День Рождения Ляли.
В этой именно маленькой комнате отмечала кузина Ляля свой День
Рождения. Это был последний День Рождения в старом доме. Ляле
исполнилось двенадцать лет, а Лике пока что было только десять.
Это лялино двенадцатилетие отмечалось столь пышно, что мама Лики
даже делала маме Ляли замечания; "зачем она так балует девчонку"?
Конечно, день рождения этот отмечался в обеих комнатах, но им,
детям, безраздельно была отдана именно маленькая. Здесь был накрыт
им - после праздничного обеда - чай. Много было сластей, которые
тогда назывались "дефицит". Много было такого, чего Лика, - при всей
своей искушённости во всевозможных сладостях, - ещё не видела и не
пробовала. Так, наверное, тогда она в первый раз увидела картонные
синие банки с пузатыми "сеньорами" апельсинами и лимонами и
попробовала лимонные и апельсиновые дольки. Тогда же она узнала и
многие шоколадные конфеты, - которые почему-то вообще не
покупались в её семье (видимо, за ними надо было стоять в длинных
очередях, а этого её родители не любили). Но больше всего ей
понравились удивительные мармеладные цветные "камешки", под
названием, - кажется, - "Морские камешки". Их было приятно держать в
руках, класть в рот, обкатывать во рту; и вкус был очень тонкий,
приятный...
Ляля со своими подружками подготовила к этому своему Дню рождения
всякие смешные сценки, которые они долго репетировали в подъезде
соседнего дома. Лика в этой инсценировке не участвовала; она стояла за
дверью "на шухере", - чтобы предупредить, когда выйдет лялина мама
их искать. День рождения Ляли - зимой, в начале декабря. Светил
фонарь над угловым подъездом, где ступеньки уходили вниз; кружились
мелкие снежинки, справа бежала вверх длинная лестница на их
любимую площадку. В старом подъезде, за дверью, девочки давились от
безудержного смеха. А Лика переживала ото всего этого какой-то
лирический восторг. Она так любила всё вокруг! И - казалось, - это было
неотъемлемо её, навсегда...
Из проёма стены, разделявшей их дом и соседний, вышла бабушка
Лида, - вынести ведро на помойку. Она не заметила Лику; выкинула
мусор, на минуту задумалась над чем-то, глядя на снег своими
лучистыми карими глазами, и вошла обратно в проём, прикрыв за собой
чугунную решётку.
С этой стороны был чёрный выход из дома, - из кухни, - во двор.
Лике так нравилось это: парадный выход, чёрный выход; парадная
лестница, чёрная лестница... Их с Лялей порой выпускали гулять с
чёрного выхода, а встречали - с парадного.
Сценки Ляля и подружки её - Катя, Наташка, Люся, Таня, - показывали в
той же маленькой комнате. Кулисы были организованы в маленькой
парадной, из которой в эту комнату вела одностворчатая дверь.
Сценки представляли собой разные смешные диалоги между учителями и учениками, между детьми и родителями и детьми друг с
другом. Все смеялись и аплодировали.
Потом Ляля разыгрывала фанты. Лике досталось: подойти и пригласить
на танец мальчика Андрюшу, - соседа из другого крыла их дома,
полненького болезненного мальчика, - непременного участника их
детских игр. Лика подошла и сделала перед мальчиком что-то вроде
книксена.
Потом Ляле дарили подарки, и отчего-то Лика ей здесь позавидовала.
Остро позавидовала, болезненно. Вообще, к зависти Лика вовсе не была
склонна, и это был - почти что единственный раз за всю жизнь. Но здесь:
она ничего не могла с собой поделать. Увидев среди подарков
удивительную сумочку - вроде косметички, - только тогда ещё никто не
знал этого слова, - всю усеянную какими-то перламутровыми мелкими
жемчужинками (стразами), - Лика взяла её в руки, чтобы полюбоваться,
и не смогла отпустить. Она отодрала три жемчужинки и опустила в
кармашек платья. Это было замечено. Мама Ляли сделала Лике
замечание, и Лика не знала, куда деваться от стыда. Почему-то ей
казалось, что она, она, а не Ляля, имеет какие-то неоспоримые права на
эти блестящие камешки...
После концерта все собрались на горку. У каждого каким-то образом
оказались санки, - может быть, дети сразу привезли их с собой. Лика
точно приехала к родственникам без санок, но её ими снабдили. Может
быть, снабдили и кого-то ещё из детишек. (И откуда в доме было столько
санок?..) Все гуськом вышли с кухни через чёрный выход и, обогнув дом,
пошли к горке в старом саду. Бабушка Лида благословила их словами:
"только не забывайте выставлять ногу!". Это значило, что под конец
съезда с горки надо было выставлять ногу, чтобы по инерции не съехать
на лестницу, а по лестнице не свалиться под колёса проезжавших под
горкой автомобилей.
Дойдя до угла, дети остановились, чтобы переждать проезжающие
машины. И здесь, на этом углу, Лика испытала вдруг очень сильный
страх. Было уже темно, в чернильной темноте неслись огоньки
машинных фар, и отчего-то Лике показалось, что фары эти направлены
на неё, и что какая-то злая сила нацелила эту несущуюся машину прямо
на неё, - и ей не удастся от этой злой силы уклониться... Потеряв голову
от страха, девочка повернулась, чтобы не видеть несущейся на неё
смерти, и уткнулась лицом в кого-то из детей, - это оказался
флегматичный добродушный Андрюша; Лика ткнулась лицом в его
двубортное пальтишко на пуговицах. О, как успокоительны были Лике
эти обыденные чёрные пластмассовые пуговицы на драповом
пальтишке, одна из которых пришлась ей ребром в щёку!
- Ты чего? - спросил опешивший мальчик.
Девчонки же покосились на неё с ехидными улыбочками; и только Ляля
смотрела с вопрошающим сочувствием. Но здесь дорога освободилась,
и они дружно побежали на горку.
Лика каталась с этой горки тогда впервые. Как-то так вышло, что с этой
горкой она не была до сих пор знакома, - только смотрела на неё из окна
маленькой комнаты. Они с Лялей обычно катались во дворе соседнего
дома с деревянной горки, залитой посередине льдом, на картонках.
Здесь же была снежная длинная горка, катиться с которой было - одно
удовольствие! Можно было кататься слева и справа. Лика каталась с
левой стороны, - если стоять лицом к горке; с той стороны, где была
старая типография, в которой когда-то работала бабушка Лида. Ей
видны были освещённые комнаты дома, и она даже различала через не
занавешенные окна своих родных. За спиной была сквозная решётка,
небольшой сад и таинственное старинное здание с большими тёмными
окнами. Никаких страхов у Лики больше не было. Было - счастье
скольжения, счастье окружения, счастье уюта горящего света в окнах
дома. Счастье накатанного снега и чёрно-белых, стоящих над ними,
деревьев. Счастье детских вскриков и детского смеха. Рядом - с
маленьких горок, - скатывалась под присмотром мам и бабушек, -
детсадовская малышня. Всё было хорошо... И не просто хорошо, а -
прекрасно! Только там, впереди, что-то большое, забытое,
разрушающееся, обдавало душу сладкой жутью...
Бенгальские огни и звёзды.
Ляля всегда что-то придумывала. Вот и в этот раз она придумала
кататься с горки не просто так, а - с зажжёнными бенгальскими огнями.
Бенгальские огни лежали на кухонных полках, за занавеской . Достать их
надо было Лике, - поскольку еЁ бабушка ни в чём не заподозрит.
Лика выполнила задание до обидного просто - сразу увидела, отвернув
занавеску, коробку с бенгальскими огнями и быстро положила её в
карман платья. Возившаяся на кухне бабушка Лида стояла к ней спиной
и ничего не заметила. Ляля же в это время взяла на полочке во второй
кухне коробок спичек.
Да, кухонь было - две. Впрочем, может быть, вторая была и не кухня, а
какая-то чёрная прихожая. Там были две раковины с краниками с
холодной водой (горячей в этом доме не было). Там были какие-то
кухонный столик и кухонный шкафчик; стояли метла, веник с совком.
Веником обметали обувь от снега, придя с чёрного входа. Мылись так же
в этой кухне. (Ванны не было, был только туалет). Через большую арку
был проход в следующую кухню, где было две плиты, стоял длинный
стол, за которым, - в старинном кресле, - председательствовала обычно
бабушка Лида. На стене висели полки; ещё там стоял обычный буфет, -
которые были, наверное, в каждой советской семье, - деревянный, со
стёклами. Лике в детстве кухня эта казалась огромной. Вероятно, так и
было: в ней было метров двадцать, а может, больше. Окна здесь были
совсем на уровне земли, - и даже ниже этого уровня, - подоконники
уходили сантиметров на двадцать ниже асфальта, и часто окна эти
бывали приоткрыты, и через них проходили на кухню дворовые коты и
кошки, которым были поставлены в проёмах окон блюдечки с молоком и
какой-нибудь снедью.
Так вот, они с Лялей стащили бенгальские огни и спички и пошли на
горку, что на площадке, во дворе соседнего дома. Бабушка Лида
помахала им рукой из освещённых окон полуподвала.
На горке Лялю и Лику уже ждали девочки - Наташа, Катя, Люся и Таня.
Они указали на обнаруженные ими здесь диванные подушки, которые
кто-то выкинул прямо к подножию их горки. Вот здорово! На них кататься
мягко и удобно, - не то что на тонких картонках!
И они стали кататься, поднявшись по лестнице, друг за дружкой, а Ляля
чиркала спичкой о коробок и зажигала каждой из них бенгальскую
палочку, брызгавшую огнём во все стороны. Только Лика тогда ещё
боялась открытого огня и просила не давать ей этот огонёк в руки. Но ей
радостно было смотреть на огонёк, плясавший в руках девочек. Вообще,
это было самое лучшее катание с их милой деревянной горки, на
которой они проводили всё время, - с сентября по май. Сначала была
вот эта одна деревянная горка, а потом рядом с ней поставили горку с
настилом линолеумом. Но старая горка была всё же милее.
Рядом с горкой был маленький каменный домик, возле которого кто-то
воткнул наряженную маленькую ёлочку. Катясь с горки, они обращались
лицами к освещённым окнам соседнего дома. Из одного из окон второго
этажа через форточку выпрыгнул толстый чёрный кот и, вальяжно
прошествовав мимо них, прошёл сквозь решётку в сквозящую по-
зимнему рощицу и растаял в пространстве между двумя переулками. За
спиной, за маленьким милым домиком с ёлочкой перед дверью,
возвышался над ними большой дом из красного кирпича, со сплошь
тёмными окнами. Отчего-то от этого дома веяло на Лику какой-то жутью.
И даже во сне, - долго ещё, - Лика видела его как знакомый и милый
сердцу кошмар.
Накатавшись и опустошив до конца коробку с бенгальскими огнями,
девочки забрались на чуть возвышающуюся над площадкой крышу
какого-то каменного сарая, и затаились на её коньке. С крыши можно
было заглянуть во двор лялиного дома и увидеть горящие окна кухни, и
бабушку, хлопотавшую над плитой, и старую липу, растущую на
полукруглом газоне. Были видны железные ворота и тихий детский сад
через дорогу. Над ними было синее небо с частыми алмазными
звёздочками, - казалось, - с любопытством смотрящими на девочек. А за
соседский дом, направо, Лика старалась не смотреть, но не
удерживалась и смотрела. Там было, что-то странное, запретное, - то,
что видно было и с горки старого сада. Что-то разрушающееся и
забытое, тёмное на тёмном небе.
Это надо знать!
Ляля сидела за длинным кухонным столом с книжкой и учила
стихотворение "Бородино":
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана!»…
Лика ещё не знала этого стихотворения. Ляля училась в пятом классе, а
Лика - в четвёртом, а разница у них была - в полтора года.
В этот раз в доме был дядя Женя, приехавший из Ленинграда. Его
присутствие было обозначено появившимися в коридоре гантелями.
Дядя Женя занимался с ними (гантелями) гимнастикой; он был какой-то
военный, - вроде ликиного дедушки. Только дедушка был военным
давно, а дядя Женя - сейчас.
Дядя Женя вошёл на кухню и спросил. что Ляля учит, и Ляля показала
страницу в книжке.
"О, "Бородино"!", - воскликнул дядя. - "Ну-ка, прочти, - а я проверю".
"Тогда возьмите книжку". - "Нет, зачем мне книжка, я и так помню!"..
Ляля начала читать, но в каких-то местах ещё сбивалась, - так как не
выучила до конца и твёрдо.
Дядя Женя поправлял её строгим голосом и всё повторял: "это надо
знать!"; "это надо знать!" ..
В отсутствие Ляли.
Иногда бывало так, что Лика с мамой, или с мамой и с папой,
приходили в старый дом, а встретившая их бабушка Лида, или лялина
мама, говорили Лике: "а Ляли нет! Ляля - у бабушки с дедушкой". Это
значило, что Ляля уехала к своим другим бабушке с дедушкой, в один
старинный русский город, и некому теперь с Ликой играть в прятки или
рисовать картинки, или идти гулять на горку.
Сначала Лику охватывала грусть, но потом она находила в этих
одиноких посещениях старого дома своеобразную прелесть.
Прежде всего, бабушка Лида или лялина мама обращали её внимание
на старую этажерку, где - среди прочего, - были книжки, которые читала
Ляля. Лика заглядывала в книжку, - и почти всегда эта книжка нравилась
ей с первых строк. Со своей добычей девочка уходила в маленькую
комнату за занавеску, или в пустую комнату, на широкий подоконник, и
там читала захватывающие приключения, - о всаднике без головы, или о
добром докторе Айболите, или о Волшебнике Изумрудного города. Ей
было так хорошо сидеть и читать в этом старом доме, как будто именно
она, а не Ляля, была здесь родной, своей девочкой... И один раз она
даже не захотела ехать домой, когда мама позвала её. Лика убежала
обратно в пустую комнату, села на широкий подоконник, и заявила, что
останется здесь. Она чувствовала какую-то тайную свою связь с этим
домом. Мама растерялась от ликиного нахальства, но здесь позвонила в
старый дом ликина родная любимая бабушка и уговорила девочку
приехать домой, к ней. И Лике стало стыдно, что она хотела бросить
свою любимую бабушку.
Держа тяжёлую трубку большого чёрного телефона, висевшего в
коридоре, Лика горячо заверила бабушку, что сейчас приедет, и чтобы
бабушка не скучала, и что она её, - конечно, - никогда не бросит.
А в иные разы, - Лика сидела одна в комнате и смотрела телевизор.
Взрослые собирались на кухне, а она сидела одна перед телевизором и
блаженно смотрела гайдаевские "Двенадцать стульев". Счастье, покой,
старый дом и старые "Двенадцать стульев"... Даже в свои десять лет
Лика чувствовала пронзительность и полноту своего счастья.
Там пол был - из крашеных коричневой краской досок. В углу стоял
телевизор на ножках. Слева - старинное, с бронзовыми подсвечниками,
пианино, на котором по-старинному было написано: "Санктъ-
Петербургъ"... В доме был особый запах, врезавшийся в память
навсегда. В доме был особый д у х... Особенно остро он ощущался, -
когда не было с Ликой её сестрёнки-подружки Ляли, не было игр и
развлечений, - когда Лика и Дом были вдвоём.
Кот друга семьи.
Впрочем, конечно, за одиннадцать лет бывало и такое, что Лику
оставляли ночевать в старом доме. Её клали вместе с Лялей "валетом",
и девочка с удивлением разглядывала оказавшиеся рядом с её лицом
смугловатые ножки кузины, - как будто видела их впервые. Что думала о
ликиных ногах кузина и думала ли вообще, неизвестно. Лика,
просыпаясь, представляла себе привычные вещи, на привычных местах,
но, открыв глаза, видела совсем другое и мгновение соображала, где же
она находится? Поняв, что в старом доме, испытывала какую-то
праздничность своего пробуждения, но в то же время, мысль о любимой
бабушке, которую она покинула, уже колола её совесть.
Такие ночи, когда Лику оставляли, бывали обычно ночами новогодних
каникул, или предшествовавшего им Дня Рождения кузины. Когда она
засыпала "валетиком" в одной постели с кузиной, то, значит, - это был
ещё день рождения, а вот когда она ночевала одна, - значит, - были
новогодние каникулы, когда Ляля уезжала в древний русский город, к
своим другим бабушке и дедушке.
В одну такую ночь Лику положили в маленькой комнате, на диванчике,
который тогда стоял справа от ниши в стене. Рядом с диванчиком стоял
стул, на который пришёл и сел большой кот друга семьи Валентина
Макаровича. Лика не очень любила этого Валентина Макаровича,
который всегда заставлял её что-то играть на пианино, - когда она вовсе
не хотела и не была к этому готова. А в эти праздничные дни друг семьи
гостил в доме, да ещё и вместе со своим котом. Кот был очень большой,
очень толстый и очень - для Лики - страшный. Он сел на стул и стал
смотреть Лике прямо в лицо. Лика закрывала глаза, открывала, - и
видела зелёные наглые кошачьи глаза, пристально на неё смотрящие.
Девочка не могла уснуть под этим взглядом. Это было позорно - бежать
от кота, - но девочке было только восемь лет, и она была одна в комнате
с этим "чудовищем". К тому же, Лика была уверена, что кот перенял
некоторые свойства его хозяина, а хозяин его - Валентин Макарович, -
был ей непонятен. Прежде всего, он был лишним, не нужным здесь, в
старом доме. Лишним был и его огромный кот...
Да, бежать от кота была позорно, однако в какой-то момент, когда
девочке стало совсем не по себе, она соскочила с диванчика и побежала
в большую комнату, к ещё не спящей, - слава богу, - бабушке Лиде.
- Бабушка Лида, там кот! Я не могу уснуть!
Бабушка Лида не заругала её, а спокойно поменялась с девочкой
диванчиками: перенесла ликину постельку - на свой, а свою - на
диванчик в маленькой комнате. Бабушка Лида не боялась кота
Валентина Макаровича. А Лика спокойно заснула под разлапистой
пахучей ёлочкой, поблёскивающей во тьме игрушками и мишурой.
Когда это началось...
Лика начала ездить сюда ещё в животике мамы. Впрочем, тогда её
мама ещё ходила сюда пешком; они жили недалеко от старого дома, -
минутах в двадцати ходьбы быстрым шагом по улице, или нормальным -
по переулкам. А до этого сюда ходили её мама и папа; здесь они и
познакомились, - на свадьбе маминой кузины и папиного однокурсника
До того, как мама познакомилась с папой, мама ходила сюда одна или с
родителями. Ликина мама так же начала здесь бывать в животике своей
мамы, - любимой ликиной бабушки.
Что было до этого, - Лика долго не знала, но - чувствовала, что что-то
было...
Лика помнила себя в три года, - как они идут с бабушкой, идут по улице,
а потом сворачивают в тихий переулок, - куда почти не заезжают
машины и где почти нет людей, идут-идут по этому тихому переулку, и
останавливаются напротив двухэтажного жёлтенького дома, и бабушка
присаживается на корточки, чтобы сравняться с Ликой ростом, и
указывает ей на белочку, вертящую колесо на одном из окон. А потом
берёт Лику за руку, они переходят маленькую улицу без машин и
бабушка мыском изящной туфельки стучит в окно первого этажа, и
говорит кому-то: "Здравствуйте! Это мы пришли!"
Когда Лика с бабушкой зашли в большую комнату, то увидели Лялю,
сидящую среди игрушек на полу и вертящую юлу. Лика увидела юлу
впервые; у неё не было такой игрушки. Добрая Ляля позволила ей играть
своей игрушкой, и Лика заводила юлу раз сто, совершенно очарованная
мельканием разноцветных, радужных полосок, сливающихся в один
цветной крутящийся поток.
Лялю готовили в детский сад, и ей нужны были для детского сада
чёрные лакированные туфельки, которые лялина мама нигде не могла
достать...
У девочки Лены.
Наверху, на втором этаже, жила девочка Лена, занимавшаяся, - как и Лика с Лялей, - музыкой. Однажды Лика и Ляля пошли к ней в гости. Бабушка Лида скосила на этот раз совсем не добрый взгляд и бросила
им в спины: "Идите, посмотрите, как там теперь г о с п о д а живут!"
"Почему - теперь, почему - господа?.. Господ давно нет, мы все -
товарищи, все - равные друг другу... " Так думала Лика, поднимаясь по
лестнице на второй этаж.
Но семья девочки Лены явно жила по-другому. Здесь всё было каким-то
блестящим. Не было анфилады комнат, а была какая-то огромная зала,
в которой, наверное, когда-то давали балы. В этой зале блестел
натёртый паркет, блестело не старинное, но всё полированное, всё - как
игрушечка, - пианино. Лена сыграла им что-то. Потом что-то сыграли
Ляля и Лика. Когда закрывали крышку, Лике прищемило мизинец. В
общем, как-то здесь было натянуто всё. И мама Лены была какая-то вся
натянутая... У Лики болел мизинец. Она почувствовала облегчение,
покинув "блестящую" квартиру и скатившись по лестнице в знакомый и
привычный мир. Бабушка Лида стала пытать их с Лялей, "как там всё?".
Но девочки, видно, не понимали, чего от них хочет бабушка, и отвечали
что-то не то, - не то, - чего бабушка от них ожидала...
Жаворонки бабушки Лиды.
Однажды в солнечный весенний день Лика с мамой пришли в старый
дом, и бабушка Лида сразу усадила Лику вместе с Лялей за семейный
стол в большой комнате. Она принесла им по рассольнику в пиале и по
пирожку-птичке. Пирожок-птичка назывался "жаворонок". Ликина
любимая бабушка никогда не пекла никаких жаворонков; она даже и 12
блинов на ликиной памяти не пекла, а бабушка Лида замечательно пекла
блины, и незадолго до того Лике довелось наблюдать за процессом их
приготовления. Это было очень красиво.
Бабушка Лида распаляла на огне небольшую чугунную сковородку,
мазала её какой-то палочкой с маслом, лила на неё тесто, потом ловко -
как фокусник, - слегка дёрнув сковородку, заставляла блин
перевернуться другой стороной, - допекала его, - и клала горкой на
блюдо. И так - с каждым блином. Лика во все глаза смотрела на это
священнодействие. Красота и точность бабушки лидиных движений
восхищали её. И таких блинов, как у бабушки Лиды, она потом нигде и ни
у кого не ела.
А теперь вот - жаворонки! Солнце озаряло комнату, мягким светом
оживляло желтоватые бока выпеченных птичек, и жалко было есть эту
птичку, и хотелось попробовать...
"На то и детство!"
На площадке соседнего дома, на которую Лика и Ляля попадали, выйдя
через кухню с чёрного выхода (две ступеньки вверх, обитая чёрным
дерматином неподатливая дверь, - выход на чёрную лестницу, - дверь
во двор, - две ступеньки вверх, - и ты во дворе), через двор, - в калитку в
каменной стене, разделяющей дома, потом направо - к высокой
лестнице в два пролёта, - на самый верх. Там - их заветная детская
площадка, на которой - их заветная деревянная горка.
Сезон посещения старого дома длился с сентября по май - весь
учебный год, а летом семейство ликиных родственников снимало дачу в
близком, - двадцать минут на электричке - Подмосковье.
Начиналась школа, - начинались гуляния на площадке, на горке,
утопающей в жёлто-коричнево-оранжево- багровых опавших листьях.
Стоял неповторимый насыщенный запах начинающей преть листвы, и
начинались катания на горке.
По деревянному настилу они съезжали различными способами: просто
на попе, на спине, задом-наперёд, сидя на корточках, сидя
"пистолетиком", стоя "ласточкой", "паровозиком", и как-то ещё...
Съезжали, зарываясь в кучу опавшей листвы.
Потом горку заливали, и начинались ещё более весёлые катания на
картонке и - отчасти - просто на попе. Приходили домой - все рейтузы в
сосульках.
У порога чёрного входа встречала девочек бабушка Лида, заставляла
обмести веником валенки или сапожки - и снять их. Далее разоблачение
шло до сухих вещей, - если таковые оказывались... Рейтузы были
мокрыми и все в сосульках - всегда. Лика немного стеснялась не родной
бабушки, и что-то один раз забормотала в своё оправдание, подавая
несчастные рейтузы; но бабушка Лида прервала её: "что ты Лика?... на
то ведь и детство! и мы катались когда-то так же... на то и детство!"..
Слепая Полочка.
Ляле купили чудесные коньки-"снегурки" с беленькими высокими
шнурованными ботиночками. Они лежали в обувной коробке на полке, на
второй кухне. Ликина мама подумала - не купить ли и Лике такие же, - и
заставила дочку померить ботиночки с коньками.
Лика стояла в беленьких ботиночках на "камушковом" сером полу
второй кухни, качаясь от неустойчивости и радостно поглядывая на
необычную обувку.
Однако, коньки Лике так никогда и не купили и стоять, а тем более
кататься на коньках она так и не научилась.
Этому виной была "слепая Полочка", рассказ о которой навсегда
отвратил Лику от мысли о катаниях на коньках по льду.
Ляля, - видимо, - была не столь впечатлительна, или у неё перевесило
желание прокатиться на таких замечательных конёчках, - но её рассказ о
слепой Полочке не остановил. Лика же с сердечным содроганием
обычно слышала слова лялиной мамы или бабушки Лиды о том, что
"Лялечка ушла кататься на коньках на Чистые пруды".
С Полочкой-то это случилось именно на Чистых прудах!
Это была печальная легенда коммунальной квартиры.
Девушка Полочка приехала к кому-то из жильцов из провинции, -
поступать в институт. (Было это ещё до войны). Всё у этой девушки было
хорошо, и сама симпатичная, и жених у неё уже был в Москве, и училась
хорошо. С этим женихом и пошла она зимой на Чистые пруды кататься
на коньках. Видимо, они веселились и играли друг с дружкой на льду.
Смеялись, убегая друг от друга... В какой-то момент Полочка
поскользнулась и упала навзничь, сильно ударившись об лёд головой. 14
Девушка осталась живой и в общем здоровой, только глаза её навсегда
ослепли. Жених к такому осложнению не был готов и сразу куда-то
пропал, из института девушку исключили. Она вернулась в свою
провинцию и тихо прожила в ней оставшийся век. "Зрительный центр"
был задет, - поясняла бабушка Лида.
Лика выслушала историю и навсегда впечатлилась. Она ещё не знала,
что страх слепоты заложен у них в крови, но очень этот самый страх
ощущала.
Игры в старом доме.
Чаще всего, когда Лика с мамой или с мамой и папой приходили в гости
к родственникам, Ляля спрашивала её : "что будем рисовать?", или,
вернее, - "с чего будем срисовывать"? Бралась книжка с картинками,
девочки садились за стол, и каждая в меру своих способностей
срисовывала картинку. Самыми любимыми были картинки в книжке
"Золушка", где Золушка бежит в бальном платье по дворцовой лестнице
и оставляет на ступеньке хрустальную туфельку.
А ещё у Ляли была игра с катящимся шариком, подобная которой была
и у Лики дома. Лика играла в неё вечерами с папой или дедушкой, а в
старом доме они часами играли в эту игру с кузиной Лялей. Шарик
пускался из "пистолета" нажимом спуска, - и катился по нарисованной
картинке. В зависимости от того, где он останавливался, засчитывались
баллы и шло продвижение индивидуальных фишек. Чья фишка первой
приходила к финалу нарисованной дорожки, тот и выигрывал. А баллы
суммировались в конце игры. Это была любимейшая настольная игра
девочек. Ещё были, конечно, какие-то цветочные домино, были шашки,
было написание белиберды на завёртываемых листочках.
Тихие игры - как водится - сменялись шумными. Освободилась
очередная соседская комната, - и Ляля, Андрюша и Лика устроили там
кучу - малу с подушками - думочками, которыми вздумали кидаться в
темноте. Ляле в этой темноте было немножко жутко, и всё время
казалось, что, кроме них, присутствует в комнате кто-то ещё; поэтому её
смех был несколько натужлив...
А в другой освободившейся комнате, - где устроили свою спальню
лялины мама и папа, - они как-то сидели с зажжённой свечкой и гадали, -
и жутко совсем не было, а было чудесно и весело. Сжигалась бумага, и
странные тени от пепла вырастали на противоположной стене, и надо
было угадать, что это. "Домик", "дерево" ; "лошадка", - нет, "верблюд",
нет,- ослик, - нет. - конёк-горбунок! - смеялись девочки. Смеялись до
того, пока не пришла сердитая лялина мама и, потянув носом, не
воскликнула: "это что, вы тут спички жгёте?!"
Пережив взбучку от лялиной мамы, девочки в той же комнате
продолжили играть в "холодно-горячо". Водящим бралась небольшая
кукла и пряталась, а ищущий должен был ходить по всей комнате,
останавливаться в каком-нибудь месте, и ведущий говорил ему "горячо",
"тепло","холодно", "совсем тепло", "совсем холодно", - в зависимости от
того, как близок был игрок к спрятанной куколке.
Один раз Ляля придумала сделать из половинки луковицы подобие
серой мышки. Она покрасила половину луковицы смешанными чёрной и
белой гуашевыми красками, приклеила ей так же окрашенный
верёвочный хвостик и приделала к её мордочке тонкую ниточку. "Мышка"
запустилась на вторую кухню как раз в тот момент, когда на неё вышла
лялина мама. "А-а-а-а! Мышь!!" - завизжала лялина мама, - а Ляля с
Ликой за прикрытой дверью, возле туалета, корчились от смеха,
закрывая себе ладошками смеющиеся рты.
Когда в доме собиралось много детей, то играли в "салочки", "бояре, а
мы к вам пришли", в ту же "кучу малу", в "барыня прислала сто рублей...",
в те же завёртываемые бумажки (писалась какая-то фраза, после неё
ставился вопрос; фраза заворачивалась, следующий игрок отвечал на
вопрос как взбредёт в голову, заворачивал свой ответ, писал вопрос, - и
так далее. Потом бумажка разворачивалась, кто-то один читал сплошь
всё написанное, - и обычно это бывало уморительно смешно.
Один раз, когда девочкам очень хотелось попрыгать в "классики", а за
окнами лил нескончаемый дождь, Ляля нарисовала классы мелом на
полу коридора, и они прыгали, и никто не делал им замечаний. Потом с
кухни взяли мокрую тряпку и всё стёрли.
Но самой любимой игрой для Ляли и Лики всё же были прятки. Сама
огромная квартира, оставшаяся в их распоряжении, располагала к ним.
Правда, в прятках было табу на большую комнату, - они никогда в ней не
прятались. Но оставалось ещё шесть комнат (да, шесть, - а не семь, -
поскольку комната соседки Галины Аркадьевны ещё числилась за ней и
стояла закрытой на ключ), два коридора, две кухни и парадное, - прячься
- не хочу!
"Здесь была дверь...".
В тот же раз, когда явилась перед Ликой неизвестная Дама из начала
столетия, в тот раз ареол их с Лялей игры включал не только маленькую
комнату, но и маленький коридорчик-прихожую. Собственно, там были не
очень хорошие условия для пряток. В комнате - возле окна - стоял
письменный стол со стулом, стоял диванчик, под который не залезешь,
пузатый резной дубовый буфет с закрытыми на резные ключи дверцами,
- тоже не влезешь! Что там ещё стояло? Тумбочка с телевизором
напротив дивана. Ну, в общем, спрятаться, кроме как за занавеску в
стенной нише, особо и некуда было. В маленьком же коридорчике всё
было чем-то заставлено какими-то чемоданами вдоль стен и висела на
вешалке одежда, - на другой вешалке, - не на той, что перед большой
комнатой. Можно было спрятаться, встав на приступку этой вешалки и
закрывшись всякими пальто, там висевшими, - что и сделала уже Ляля.
Лике же не оставалось мест, куда ещё можно было спрятаться. Тогда
она просто встала в углубление в стене маленького коридорчика. Её не
было видно только сбоку, - но - что было делать! - Ляля уже сосчитала
до десяти и шла её искать. Несмотря на незащищённость и открытость,
эта ниша оказалось едва ли не самым удачным местом из всех, где Лике
удавалось спрятаться. Озабоченная Ляля раз десять пробежала кругами
мимо тихо застывшей в нише Лики, и тогда уже сама Лика не выдержала
и расхохоталась. Тогда Ляля подняла на неё глаза и тоже рассмеялась.
В этот момент из большого коридора с кастрюлькой в руках вошла
бабушка Лида, и Ляля кинулась к ней: "бабушка, смотри, - Лика стояла
вот здесь, и я битый час не могла её найти!" Лика продолжала стоять в
нише, и бабушка Лида, окинув взглядом и девочку и нишу в стене
задумчиво улыбнулась и произнесла: "когда-то здесь была дверь...".
Последняя весна.
Потом всё прекратилось, - резко и навсегда. Разговоры о переезде шли
с весны того года, когда Лике исполнялось одиннадцать.
Той весной они с Лялей прыгали во дворе старого дома и в "классики",
и в "десяточку". В тёплые дни мая немного поиграли в бадминтон, как
всегда, - "с вывертом": одна из девочек забиралась на пожарную
лестницу и отбивала воланчик с неё. А в марте, когда ещё были во дворе
снеговые сугробы, они прыгали в собранный под лестницей лопатками
сугроб с верху пожарной лестницы. Не с самого верху, но где-то с уровня 17
начинающихся окон второго этажа. Было кайфово! Играли, кажется, в
мяч. Забирались на старую липу.
Но все эти последние игры уже были пронизаны подспудной тоской
скорого расставания с домом, со всем этим миром; а по большому счёту
- с детством.
|