КАК НАДО ХОДИТЬ
Мне идёт уже 80-й год. Но я хожу ещё достаточно легко и бодро (хотя и не так резво, как молодёжь). Думаю, это потому, что я в молодости (чуть за 20 лет) научился у неких мудрых людей ходить правильно, а не так, как ходят все (все те, кто учится ходить просто в детстве, по наитию, без специальной на этот счёт рефлексии). А сейчас, в старости, глядя вокруг себя, я вижу, что ходить правильно (т.е. – рационально, гибко, плавно и пластично, а главное – полезно в плане здоровья для своего же двигательного аппарата) не умеет абсолютное большинство людей (хотя научиться правильной и здоровой походке совсем не сложно). Но – торжествует примитивнейшее невежество.
Дело в том, что эти принципы р а ц и о н а л ь н о й п л а с т и к и исторически начали разрабатываться хотя и уже достаточно давно, но – в очень узком и сугубо профессиональном кругу актёров (особенно тех, что были вынуждены играть на сцене высокопоставленных лиц – королей, императоров, Римских Пап, патриархов и тому подобное, которые – просто по своему величию и представительности – не могли ходить по сцене тривиальной шкандыбающей походкой, а должны были шествовать как-то особенно выразительно и впечатляюще). В нашей стране вот эта рациональная пластика получила особенно систематическое развитие в театральной школе возникшего вскоре после революции 1917 года в Москве Театра В с е в о л о д а М е й е р х о л ь д а (потомка немецких колонистов из города Пензы, ставшего актёром, а затем и режиссёром, даже создавшего свою собственную театральную доктрину, но прошедшего сначала школу Московского Художественного театра).
Мейерхольд, усомнившись в методике «жизни на сцене», разрабатывавшейся одним из создателей и руководителей МХТ К.С.Станиславским в виде всем известной «системы Станиславского», ушёл из этого театра и создал сначала свою собственную антрепризу в провинции, затем поработал некоторое время в театре Веры Фёдоровны Комиссаржевской, а впоследствии (уже после революции) ему удалось создать в Москве вышеназванный театр своего имени, где он и стал разрабатывать другую методику подготовки драматических актёров, построенную уже всецело по законам рациональной пластики. Из этой школы вышли такие широко известные актёры, как Мария Бабанова, Игорь Ильинский, Лев Свердлин, Сергей Мартинсон, Эраст Гарин и многие другие.
Конечно, в общем контексте этой профессиональной актёрской техники сама по себе п р а в и л ь н а я п о х о д к а отнюдь не была уже чем-то главным, она как бы отошла на задний план. Но меня, в данном случае, интересует именно она и – разумеется – в применении не столько к актёрам, сколько ко всем вообще людям, которых хотелось бы каким-то образом избавить от всевозможных издержек и даже травм и других медицинских последствий их неправильной походки.
Кратко упомяну о том, как мне довелось познакомиться с этой проблемой. Дело в том, что я в конце 50-х годов ХХ века поступил сначала в Московский университет, а затем и в Студенческий театр МГУ, куда в 1960 году пришёл руководителем народный артист СССР С е р г е й И о с и ф о в и ч Ю т к е в и ч (кинорежиссёр и театральный режиссёр, сам в прошлом ученик мейерхольдовской театральной школы), который и пригласил к нам бывших педагогов тамошнего сцендвижения.
Итак…
Почему, собственно говоря, справедливо считать, что все обычные люди в своей повседневной жизни ходят как-то неправильно и даже вредоносно для своего здоровья в перспективе неизбежной старости?
Если вы посмотрите на улице на идущих мимо вас самых разных людей, то вы не сможете не заметить, что все они движутся, хотя и с некоторыми индивидуальными различиями в походке, но в главном о д и н а к о в о: они выбрасывают вперёд одну ногу, а затем подтаскивают к ней отставший и оставшийся чуть-чуть позади неё вес своего тела (центр тяжести своего корпуса). Затем они точно так же выбрасывают вперёд другую ногу и снова подтаскивают отставший корпус. И так – непрерывно (т.е. – всё время, пока они куда-то идут). Движение их – вследствие вот этих постоянных п о д т а с к и в а н и й к о р п у с а к выброшенной вперёд ноге оказывается таким как бы рвано-толчковым, а не плавным, и ещё – раскачивающимся вверх-вниз. Ну это – ладно! Это – эстетика. Кому-то может даже нравиться такая пульсация походки. Бог с ней! Но – приглядитесь повнимательней… Для того, чтобы подтащить вес своего корпуса к выброшенной вперёд ноге, человеку приходится слегка п р и с е с т ь, чуть п о д о г н у в н о г у в к о л е н е. Иначе – ему не удастся подтащить отставший вес тела. И получается, что человек на протяжении отрезка своего движения (хоть короткого, хоть очень длинного) всё время находится в положении п о л у п р И с е д а. То-есть, всё это время его вес давит на не до конца выпрямляемый при ходьбе коленный сустав. Пока человек молод и здоров, эти особенности походки его не волнуют, он попросту не замечает их. Но если так ходить всю жизнь (всё время давя своим телесным весом на недовыпрямленный сустав, особенно если учесть, что обычно и вес, и комплекция человека с годами не уменьшаются, а скорее увеличиваются и зачастую весьма значительно), то неудивительно, что в старости многие люди приобретают болезни суставов и начинают ходить с серьёзными затруднениями, применяя палки, костыли, а то и вообще оказываясь перед необходимостью оперативной замены коленного сустава.
Так вот: п р а в и л ь н а я походка (согласно той же м е й е р х о л ь д о в с к о й б и о м е х а н и к е) состоит в том, что человек как можно раньше научается ходить на п о л н о с т ь ю в ы п р я м л я е м ы х п р и ш а г а н и и н о г а х (к о л е н я х), сгибая их только в то время, когда на них нет веса тела. И в этом случае у него не происходит с годами его жизни уродования его коленных суставов.
Это, так сказать, сам п р и н ц и п правильной походки. При этом, замечу, она оказывается и в эстетическом плане гораздо более красивой: плавной, а не дёрганной, стремительной и впечатляюще выразительной.
Но к а к ж е научиться ходить на прямых ногах, не давая своему весу уродовать коленные суставы? Оказывается – это очень просто (просто – надо об этом узнать).
Станьте где-нибудь около стены или какой-нибудь мебели или поручня, за который вы можете придержаться одной рукой, стоя на одной ноге. Эта опора должна быть сбоку от вас. Теперь слегка приподнимите над полом одну ногу, согнув её в колене. На другой ноге вы продолжаете стоять, придерживаясь на всякий случай рукой за стеночку или поручень. Вот это есть и с х о д н о е п о л о ж е н и е для правильного ш а г а. Теперь вы слегка отталкиваетесь от пола той самой ногой, на которой вы стоите, с лёгким посылом корпуса вперёд. Одновременно вы полностью выпрямляете прежде подогнутую другую ногу, ставите её пяткой (каблуком) на пол впереди себя и накатываете на неё вес своего тела. Та нога, на которой вы до этого стояли, оказывается позади вас, продолжая отталкиваться от пола и, поэтому, будучи натянутой (а не согнутой). Но тут же вы её (эту заднюю ногу отрываете от пола и подгибаете в колене. Теперь вы стоите на шагнувшей вперёд ноге. То-есть, ваша исходная для шага поза п о в т о р и л а с ь, но – зеркально (ноги поменялись местами). Точно так же делаете второй шаг (но – другой ногой).
Вы сразу заметите, что при этих шагах ваш вес опирается на ваши ноги только тогда, когда они полностью выпрямлены, а когда они согнуты – на них веса нет.
Вот и вся премудрость!
24 – 30. 4. 2018