Литклуб

Людмила Рогожева



Разговор с Музой

- О Муза! Почему на склоне лет,
презрев друзей полезные советы
и выбрав форму, как тугой корсет,
пишу опять английские сонеты?

Давно знакомый пятистопный ямб,
Три перекрёстные четверостишья –
плыву по поэтическим морям,
не ведая, простишь иль не простишь ты

мне, Муза, всё несовершенство строк, -
хоть искренние чувства их питают, -
иль преподашь мне жизненный урок?
И будет это истина простая. –

- А парной рифмы вывод – резюме? –
- Ведь я поэт? –
- Ты не в своём уме!


Рифма

Нетрудно рифму отыскать
в звучанье слов великорусских:
тех слов огромнейшая рать
любые выдержит нагрузки.

Труднее, видимо, найти
в длиннейшей череде созвучий
ту рифму, что падёт, как с кручи
лавина, перекрыв пути,

одну единственную, ту,
что никогда не повторялась,
которую, - мне так казалось, -
я ни за что не обрету.

Такую трудно отыскать,
она – как Божья благодать.


Музе

Ты, Муза, как и я, бываешь нежной,
безмерно любящей, - порою злой,
насмешливой, сердитой и небрежной, -
да, очень разным может быть настрой

всех чувств твоих. И всё-таки порой
я ощущаю с грустью нашу разность.
Так из одной материи покрой
Одежды различается. Ты праздность

Души не признаёшь, не то, что я.
Но ты ведь, друг мой, небожитель, Муза –
земных забот земного бытия
ты вовсе не испытываешь груза.

Я не стремлюсь лишиться тех забот,
но помнить о душе настал черёд.


* * *

Вдруг появляется строка –
в метро, в постели – вспышкой света,
как стартового пистолета
внезапный грохот у виска.

В ней сущность стихотворных стоп,
мелодия и смысл вкупе.
Ком перепутавшихся строп
внезапно обретает купол,

парит в незримой высоте,
как благовест, как наважденье,
и проявляет на листе
слова и ритм стихотворенья.

Меня терзает эта строчка,
покуда не поставлю точку.


Поэзии сердцебиенье

Как быстро вспыхивает порох
от пламени горящей спички,
так ритм звучит легко и споро
в ритмичном стуке электрички,

в биенье пульса, шуме ветра,
в живых рабочих звуках стройки –
в нём суть размера, лада, метра,
всей поэтической настройки.

Здесь темп и чувство: бег, скольженье,
прерывистость, восторг и страхи.
Поэзии сердцебиенье –
анапест или амфибрахий,
хорей, ямб, дактиль, например:
у разных мыслей свой размер.


* * *
Посвящается Б.Л.Пастернаку

Родной, прекрасный мой язык
меня ведёт по тайным тропам
то лёгким шагом, то галопом.
Иду за ним: он проводник,

руководитель. Напрямик
ведёт слова к желанным стопам,
вдруг одарит отменным тропом,
строкой и рифмой. Краткий миг –

слова, мне кажется, случайно
переливаются в стихи,
а хороши или плохи,
не знаю: это тоже тайна.

Лишь ты её вполне постиг,
путеводитель мой, язык.


* * *

Я вспоминаю рук прикосновенье,
горячих, нежных, ласковых, родных –
вдруг замирает, умолкая, стих
в такие бесконечные мгновенья,

и не тревожит ветра дуновенье
колючих веток тёмно-сизых пихт,
и шум обычный трепетно затих
по странному чьему-то повеленью.

Быть может, свой ты посылаешь зов?
Я узнаю средь многих голосов
любимых уст дыхание. Земного

спадает неожиданно покров –
я счастлива, и мне не нужно слов,
раз слышу звуки голоса родного.


Сонет осенний

Ах, осень, время грусти и ранета!
Мы снова лицезрим твои черты.
И критика, прозаика, поэта –
Всех в равной мере оделяешь ты.

А кто придёт, Одиллия, Одетта,
зависит от судьбы и от мечты:
кто любит генерала, кто кадета,
кто тихий лес, кто яркие цветы.

Печалят поздней осени приметы:
поляны разноцветны и пусты,
туманом роща грустная одета,

сбивает ветер редкие листы,
они давно разменная монета
ушедшей красоты, тепла и света.


Мне снился сонет...

Мне снился Сонет, беспокойный седой господин,
Во фраке, цилиндре, с ореховой тросточкой вкупе,
Он под фонарём по бульвару слонялся один
И веер держал не рублей и не марок, а рупий.
Хоть мало прохожих Сонет на бульваре встречал,
Всерьёз предлагал им за каждую строчку монету,
Но строк не нашлось для него, ни концов, ни начал:
Не встретилось между прохожих, к несчастью, поэта.


* * *

О русских слов бесчисленная рать,
признай же наши родственные узы,
а мой сонет, что силюсь написать,
пусть будет детищем того союза.

Кого просить? Кто он? Каких он мест?
А может быть, её, царицу, Музу?
Где мой Олимп, Эльбрус иль Эверест?
И примет ли ненужную обузу?

Ты, кто в давно прошедшие века
Водил пером Петрарки и Шекспира, -
и громкая их откликалась лира, -
хоть руку мне ты поддержи слегка.

С тобою вместе до конца пройду
и свой сонет до точки доведу.


Сонеты

* * *

Нуждаюсь, Муза, в дружеском совете,
но следую им, право, не всегда –
одни давно уж потонули в Лете,
другие подзабылись за года.

Наверно, я плохая ученица,
подводит недалёкий кругозор –
так хочется порою повиниться,
а иногда, напротив, - вызвать спор.

Вдруг надоели старые размеры.
Где взять талант, чтоб ритмы изменить?
Да и какие кардинальны меры,
Чтобы стихи имели право жить?

Пока о том не знаю я вполне, -
стихи помогут жить лишь только мне.


ЧИТАЯ СТАРЫЕ ПИСЬМА
Посвящается В.Р. и А. К.

У вас двоих совсем похожий почерк,
что это значит – не могу сказать.
Но в хаосе давно остывших строчек
видна порой единая печать.

Вы разнились и внешне, и по сути.
Любила я обоих. И сейчас
на жизненном последнем перепутье
мне очень часто не хватает вас.

Один был веселее и открытей,
другой – нежней, ранимей… Как давно
ни радостей нет в жизни, ни открытий, -
как виденное много раз кино.

Но всё ж, хотя любимых рядом нет,
как свет звезды, любви доходит свет.


А.К.
* * *

Словам я почему-то верю редко.
Я больше верю фактам и делам.
Слова – как жизни будничной заметки:
нужны сегодня – завтра просто хлам

бумажный. Видно, не случайно
бывают бесполезны и пусты.
В словах произносимых меньше тайны
и правды. Только книжные листы

её несут, но не всегда. Я верю
словам, что сути подлинной полны, -
их можно мерить самой высшей мерой, -
тем, что ещё не произнесены.

Но как понять их внутреннюю суть? –
В глаза своим любимым заглянуть.