Надежда Трубникова
ТИТУЛ (документальный рассказ с частушками и басней)
Мне никогда не приходило в голову сознательно участвовать в каком-либо радио-конкурсе. Я относилась к ним со снисходительной улыбкой, немного свысока: мол, это не для меня. Но вот однажды черт меня попутал. Это была еженедельная субботняя утренняя передача под довольно странным названием - "Фолькэкспресс", определявшим ее фольклорную направленность. Я слушала ее регулярно, но совершенно случайно. Понимаю, как дико это звучит, но именно так и было: просто в одно и то же время я приходила по субботам на кухню, чтобы приготовить себе завтрак, и машинально включала радио. В один прекрасный день, включив его, слышу, что объявляется конкурс на сочинение частушек, в которых должно обязательно звучать название передачи. Я, право же, совсем не хотела участвовать в этом сомнительном мероприятии, но черт дернул меня за невидимую нитку, и я, как послушная марионетка, села, задумалась и написала на одном дыхании несколько частушек. Вот они.
От свидания в субботу Отказалась наотрез - Очень слушать мне охота Передачу "Фолькэкспресс".
Милый злится, что есть мочи, На мой этот интерес - На дуэль он вызвать хочет Передачу "Фолькэкспресс".
Мы приемник не забудем Завтра взять с собою в лес - Вместе с милым слушать будем Передачу "Фолькэкспресс".
Утром, вскоре после чая На приемник кот залез - Знает он, когда включаю Передачу "Фолькэкспресс".
После этих четырех опусов я перевела дух, и меня слегка потянуло на политику:
Цены вновь и вновь взлетают, Все сильнее давит пресс, Но от стресса нас спасает Передача "Фолькэкспресс".
Ну, а закончила, конечно, с пафосом:
Пусть и впредь растет по праву Ваш авторитет и вес, Пусть гремит повсюду слава Передачи "Фолькэкспресс".
Я послала в адрес передачи эти частушки и забыла о своей авантюре. Две или три недели спустя, прихожу, как всегда, на кухню, включаю радио и вдруг слышу, как звучит на всю Россию и часть стран СНГ: "Мы подвели итог конкурса частушек, и победила в нем - называют мои имя и фамилию - настоящий Пушкин в юбке…". И зачитывают мои частушки - правда, только те, что без политических намеков. Мне стало и смешно и грустно из-за поминания всуе имени Пушкина, связанного со мной помимо моей воли. И в то же время в глубине души, на самом ее донышке, неожиданно зашевелился крошечный червячок удовлетворения - ведь это был единственный всенародно пожалованный мне поэтический титул, - да еще какой: "Пушкин в юбке"!.. Мне вспомнилось даже, что Екатерину Дашкову, которая при всех ее талантах была еще и композитором, называли "Моцартом в юбке". И все-таки мне было и грустно и смешно… Но, я думаю, что именно подспудная память об этой давней частушечной истории в сочетании с какими-то новыми реалиями подвигла меня, спустя года, написать басню "Жираф-стихотворец":
Жираф прочел в одной из книг, Что, мол, сестра таланта - краткость. Жирафа обуяла радость, - Он неожиданно постиг, Что, времени не тратя, надо Частушку сочинить - в награду Приняв признание и славу, Овации и крики: "Браво!".
Сложивши строчки в рифму, он Принес издателю Слону И был немало удивлен, Что, прочитав частушку, Слон Ему ту рукопись вернул, Сказав, что это не годится, Что прежде надо подучиться, А сочинять уже потом…
Мораль же этой басни в том, Что если даже налицо Есть краткость, то еще не факт, Что брат ее и впрямь талант, - Ведь надо, чтоб, в конце концов, Талант - обоим - был отцом.
Ноябрь 2004 г.
|