| |||
ВЕЧЕР ЛЮДМИЛЫ РОГОЖЕВОЙ |
19 марта 2007 года в литературном клубе "Образ и мысль" состоялся творческий вечер поэтессы Людмилы Рогожевой. На вечере Людмила Рогожева, конечно же, читала свои стихи, а затем ответила на многочисленные вопросы собравшихся. Предлагаем Вашему вниманию несколько отзывов, оставленных участниками этого вечера: |
"Прекрасно-спелой рифмы гроздь..." (Галина Бажанова) |
Открываем первую страницу:
«… Отечество, Россия, Русь, Твоими соками питаюсь, Корнями за тебя держусь…» Как просто, и убедительно! А дальше, с большой любовью к малой Родине: "Ярославская деревня. В предзакатный час вечерний Я полна любви дочерней... Ярославская деревня. Это Родина моя!" Этими стихами в сборнике Л.Л.Рогожевой открывается первый цикл, названный ею «Времен связующая нить». И, мне кажется, что нить эта находится в умелых руках автора, который прочно, живо образно сшивает прошлое, настоящее и будущее. Софиты памяти моей! Хотя прошло так много дней… …Как горько-сладко видеть вновь. Что были радость и любовь… И далее: А в будущее уж давно Не открывается окно: Забито наглухо теперь уже навечно… Это «Романс о прошлом и будущем». И тут же, рядом, оригинальнейшее стихотворение «Объяснение в любви». И богатством особого свойства Оделил нас великий глагол, Междометий своих беспокойство Положив нам на праздничный стол. Ну а в будущем, ждал не винительный И не дательный подлый дележ, А творительный, только творительный Да родительный, прочее – ложь! Полновесное русское слово, Звук живой, как талантливый стих… Я бы дала этому стихотворению название "Грамматика любви". Это оправдано текстом. И вместе с тем, ассоциативно напоминает о прекрасном творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Несколько подробней хотелось бы поговорить о стихотворении «Первый шаг». Кстати, я бы его переместила в начало сборника. Ведь первый шаг ребенка, первый урок, первая любовь, первые стихи – все это в одном ряду с малой Родиной. А вот последние строчки: Сквозь боль, бессилье, страх Должна ты сделать свой, Пускай, последний шаг! Это стихотворение привлекло мое внимание не только крепким, значительным содержанием, но и своей графикой. Поясняю: оно расположилось на двух листах узкой вертикальной полосой(в каждой строке два - три слова). Я не поленилась и воспроизвела «Первый шаг» по системе, предложенной замечательным современным поэтом Дмитрием Павловичем Лепером. Суть системы состоит в том, что строка, произносимая на одном дыхании, продлевается при печатании до упора вправо. Система названа «системой интонационного напора». В подобном варианте, в процессе чтения стиха можно добиться активизации читательского восприятия и преодолеть инерцию гладкописи, свойственную стихам, написанным чисто классическими размерами. Быть может, я ошибаюсь, но «Первый шаг», сам значительный по сути, и на листе обосновался внушительней в варианте "длинной строки". Поиски форм самим автором, приводят к написанию сонетов: О Муза! Почему на склоне лет, Презрев друзей полезные советы И выбрав форму как тугой корсет, Пишу опять английские сонеты? Не правда ли, очень удачная метафора! В сборнике 4 сонета, и все хороши. А стихи о природе! И шершаво-атласные груди берез Налились ароматным, молочно белеющим соком. (Правда, здесь закралась маленькая неточность:березовый сок – прозрачен). Но все равно хорошо. Дальше читаешь и веришь: … что это не просто блажь… Русский лес мне всего на свете милее. И снова к лесу по-доброму, по-свойски: Ты, когда ни приду, всегда принимаешь… Все что есть, отдаешь, ничего не прося за услугу. А вот еще находка: И облаков седая стая плывет куда-то не спеша, Как будто тихо отлетает от города его душа. Этот цикл «Как карусель, природы бег», где воспеты с любовью времена года и где наличествуют чудные зарисовки заката, тишины в природе, и пр., перекликается и дополняется разделом с посвящениями художникам, выставкам, отдельным картинам. Вот картина Клода Моне, она восстает из стихотворных строк, а «Букет» С.Андрияки – это та самая акварель, что я видела в его галерее. Картина В.Нестеренко «Наедине с собой» - прорисована строфой, а не кистью. Даже не будучи знаком с этим полотном, внимаешь этому «неслышимому соло», где автору стиха, как и к художнику, удается зафиксировать монолог души. Завершается сборник стихов, конечно же, «Приветом весне» - началом всех начал в Природе. А то, что в каждой строфе рифма из наружной превращается во внутреннюю, так это не развливает стихотворную форму, а равно, и скрепляет её. Опять пришла весна. Мы ждем ее взахлеб: Животворящий свет, души раскрепощенье, Желания озноб, надежды возвращенье. Ты прошлому верна. Привет тебе, привет! А в заключение, хотелось бы, чтобы мои добрые слова в адрес автора сборника, послужили дополнительным побуждением к творчеству. У меня именно так и бывает. Желаю удачи! |
Общие соображения и построчные заметки (Владимир Гоммерштадт) |
Сразу же отмечу, что при написании этих заметок ставил перед собой достаточно узкую задачу — помочь автору увидеть слабые звенья сборника и, если получится, предложить возможные ходы исправлений. Поэтому на позитивное рассмотрение этих стихов было направлено лишь боковое зрение. О них можно было бы сказать и много хорошего...
На примере этого сборника стихов видно, какие непростые отношения складываются подчас у автора с родственным ему лирическим героем. Как нелегко ему (лирическому герою) приходится, когда ответственный, добросовестный, добропорядочный, социально ориентированный автор ведёт его буквально за ручку по стезе повествования. Лирический герой поэзии ценен своей непредсказуемостью, непосредственностью, ориентированностью на чистое восприятие и выводы, вышибающие из колеи тривиального. Это своего рода Литературный Адам, нарекающий всё и вся первоименами. Автор должен оберегать его от вкушения плодов древа познания добра и зла. Вкусив их, Адам превращается в обыкновенного Васю, глубокомысленно изрекающего прописные истины, либо в жанре отчёта повествующего о событиях собственной, да и чужой, жизни, и, наконец, раскладывающего обрыдлые поэтические пасьянсы. Защита прав лирического героя одна из почётнейших задач литературной критики. Пережитки крепостничества в отношении к литературным героям (и, прежде всего в лирической поэзии) должны стать уголовно наказуемы (в хорошем, воспитательном, смысле). Это приучит авторов сохранять охранительную дистанцию, избегать публичного аморального (и морального) слияния со своими героями. Но главное — позволит живое литературное пространство очистить от чужеродных ему теней, от мусора привносимого авторским произволом, от социальной и саморекламы. Если говорить серьёзно и по делу, конкретно об этом сборнике стихов, то вот некоторые первоначальные впечатления. Стихи качественно неравномерные, и это естественно, но при подготовке сборника уровень литературной правки должен бы эту шероховатость несколько сглаживать. Возможно, автор, щадя своё самолюбие, (что на этапе творческого становления является, в общем-то, правильной стратегией) избегал ситуаций нелицеприятной критики. Если этого мучительного этапа не пройти, настоящий сборник стихов составить едва ли возможно. Есть признаки, что автор это понимает. Автор (отражённый в стихах) оставляет впечатление человека напряжённо гиперответственного, непрерывно социально включённого. Лирический герой, проявляя в себе эти качества, много теряет как в своём лирическом потенциале, так и в психологической зауженности среды своего обитания. Некоторые стихи из-за этого лишены динамики эмоции (трансформации, развития её от первой к последней строке). Ниже: ряд частных замечаний и примечаний, возникавших у меня по мере прочтения стихов. Знаком * буду отмечать показавшиеся наиболее мне близкими. 3.2004. Два раза повторённое «неброский» устраняет эту не броскость. 1.2002 — 12. 2005. Здесь, в тексте, (на своём месте) «Гармония вечного и мимолётного» звучит взлётно и окрыляюще (мой «улёт» за рамки правописания, тому свидетельство). Но, вынесенное в название раздела, это словосочетание становится много тяжеловеснее. *2.2004 (Тишина). «Природа словно жизни лишена, и кто-то все живые звуки глушит» — рождает чувство тревоги, эмоции конфликтующей с характером последующего текста стихотворения. Лесной «покой», скорее, типа «девственный», нежели «мертвенный». Кстати, о птичках: «Вон дятел на стволе сухой сосны, вцепившись в рыжий бок её» производит уже впечатление орла терзающего добычу. Замечательно — перепрыг предложения с прыгающей белкой на следующую строфу. «И хочется понять её молчанье» — строка полная абсолютной тишины. Идеальная концевая строка. *10.2004. «...монетки» (вместо «монеты») «золотые» ближе к природе листвы (золотые монеты тяжело падают) Тем более что они падают с «тоненьких берёз», соответственно, и листва помельче. Спасибо за интересно проведённое время. С уважением и пожеланием творческих успехов. |
дальше |